Как контролировать расход топлива: различные способы мониторинга. Бухгалтерские посиделки Контроль за расходованием гсм

В любом транспортном предприятии, которое связано с перевозкой грузов, строительной компании с использованием специальной строительной техники, службами ЖКХ и предприятиям по уборке и обслуживанию дорог - одним из важных аспектов экономической эффективности бизнеса, является контроль использования топлива и других ГСМ. Успех проекта или решение задач на каждом этапе данного проекта, складывается из многих факторов, но одной из главных составляющих это расходы на топливо. Насколько правильно сформированы и контролируются данные затраты, настолько будет и эффективен показатель бизнеса в целом.

В любом бизнесе, так или иначе связанном с транспортной отраслью - перевозка грузов, автотракторная или строительная техника, расходы на топливо и расходы на ГСМ всего парка машин, являются весьма существенной частью затрат для любого предприятия. При этом не секрет - цена на топливо достаточно высока, и недобросовестные сотрудники и водители могут заниматься откровенным воровством и хищением топлива. Для этого существуют различные способы обмана:

  • приписки пробега;
  • левым чекам с АЗС;
  • накруткам пробега на одометрах;
  • получение наличных денег на АЗС, вместо заправленного топлива;
  • устаревшие методы расчёта среднего норматива расхода топлива;
  • другие уловки;

Компания "АТЛ Телематика" предлагает различные типы оборудования для решения контроля и учёта топлива на автотранспортном предприятии. Специалистами компании разработаны
специальные модули и отчёты в программе мониторинга транспорта "Светофор", которые эффективно позволяют отслеживать заправки в реальном времени, так и контролировать расход за любой период времени, как по одной выбранной единице транспорта, так и по группам объектов. Отчёты позволяют не только показывать заправки и сливы топлива, но так же расчитывают средний расход на 100 киллометров пути за любой выбранный интервал. Отчёт расчитывает средний расход топлива - литров за час, для автомобилей или строительной техники или краных установок, работающих без прохождения расстояния. Отчёты расчитывают средние показатели работы при эксплуатации автомобиля в смешанных циклах работы, а так же расчитывают отклонения среднего расхода и общего расхода от нормативных данных, принятых для данного транспорта на предприятии или согласно паспортным данным производителя.

Записанные данные защищены от внешних воздействий, преднамеренного искажения (исправления), магнитных и электрических полей, вибрации. Длительность хранения данных – не ограничена. В штатном режиме работы фальсификация данных невозможна.
Это позволяет создать единый комплекс мониторинга транспортного средства на предприятии в реальном времени, делать анализ и отчёты за любой прошедшей интервал времени, что позволит оптимизировать расходы на топливо и улучшить контроль над работой транспорта.

Приобретая решение - "Контроль топлива" в компании "АТЛ Телематика" можно получать отчёты и отслеживать следующие параметры:

  • полный контроль по всем заправкам топлива;
  • контроль топлива во всех баках и емкостях, оборудованных датчиками уровня топлива;
  • контроль и точный учет расхода топлива;
  • данные о времени работы двигателя;
  • скоростью передвижения и место и время превышения разрешённой скорости автотранспорта;
  • точный учет остатка топлива во всех баках и емкостях хранения;
  • контроль топлива и предупреждение хищений топлива на всех этапах работы с транспортом и техникой;
  • в случае хищения топлива - точные количественные данные и координаты, где это произошло и во сколько;
  • настройка автоматического оповещение о событиях заправка или хищение;
  • точные отчеты по движению топлива, за периоды времени, в оборудованных датчиками топлива емкостях и баках ТС;
  • доступ к точным данным по заправкам, расходу и остатку топлива за всю историю мониторинга и контроля техники и транспорта;

Затраты на топливо являются ключевой статьей расходов у большинства транспортных компаний. Нередко горючее используется в обход производственных задач. Оно становится средством нелегального заработка некоторых сотрудников.

Примеры традиционных хищений топлива

  1. Прямой слив из топливного бака. Водитель грузовика съезжает с маршрута на обходную трассу. Остановившись в определённом месте, он сливает в канистру топливо с помощью шланга и продаёт слитое топливо в среднем на 30% дешевле розничных цен на ГСМ.
  2. Недолив топлива. Заправляя горюче-смазочные материалы в транспортное средство на АЗС, водитель сливает последние 10 – 20 литров не в топливный бак, а в канистру. Такой «расход» топлива водители часто списывают на погрешности и недоливы АЗС.
  3. Слив с вмешательством в топливную систему. Транспорт на дизельном топливе также может стать средством хищения ГСМ. В топливную магистраль делается врезка, куда водитель вставляет трубку, с помощью которой во время рейса часть топлива сливается в канистру. Такие потери заметить сложнее, если не ограничить доступ к топливной системе. Грамотно пресекая все вышеупомянутые действия, можно не только дисциплинировать водительский состав, но и снизить транспортные расходы предприятия за счет учета ГСМ .

Как Система СКАУТ позволяет контролировать топливо?


Расход топлива можно отслеживать тремя способами:

1. Контроль топлива по нормам.
По количеству отработанных моточасов и пробегу определяется, сколько топлива должно быть израсходовано водителем в соответствии с данными показателями. Эти расчеты сравниваются с данными расхода, которые предоставляет водитель.

2. Контроль топлива с помощью ДУТ (датчика уровня топлива).
Датчик устанавливается непосредственно в топливный бак ТС. Он определяет уровень топлива в каждый момент времени, и по изменению уровня позволяет судить о расходе топлива. Диспетчерская программа отображает график изменения уровня топлива в баке. Фиксируются значимые для этого вида контроля события: заправки, сливы, расход на холостом ходу и под нагрузкой. На этом этапе можно зафиксировать случаи повышенного расхода и сливы.

Датчики уровня топлива

Высокоточный врезной емкостный датчик уровня топлива.

Ультразвуковой бесконтактный датчик уровня топлива.

Резистивный д атчик уровня топлива

Фото




Описание

Применяется для измерения объема топлива в баке для контроля расхода, заправок и сливов. Высокое качество изготовления и надежность датчика позволяют максимально сократить расходы на техническое обслуживание системы после установки.

При установке не требует механического вмешательства в бак, а также демонтажа бака. Применяется при невозможности монтажа врезного датчика уровня топлива.

Используются в штатных системах автомобилей.

Принцип действия

Представляет собой полую трубку со стержнем или другой трубкой внутри. Топливо, заполняя полость внутри трубки, изменяет емкостные характеристики этой системы.

Датчик представляет собой ультразвуковой излучатель с приемником. Он ставится на дно бака с внешней стороны. Передатчик посылает короткие ультразвуковые импульсы, которые проходят через топливо, отражаются от поверхности жидкости и принимаются приемником. По времени прохождения сигнала до поверхности и обратно вычисляется уровень топлива в баке. Данные датчики не требуют сверления бака, не осуществляется прямого контакта датчика с топливом.

Жидкость, изменяя свое положение, под действием силы выталкивает легкий поплавок. Поплавок вместе с креплением образует рычаг и подвижный контакт.

При изменении уровня топлива происходит перемещение поплавка, изменяется положение подвижного контакта и сопротивление резистивного элемента датчика уровня топлива.

Технические характеристики

  • Напряжение питания, В: 7 – 45;
  • Погрешность измерения, не более, % от полного объема бака: 2,0 (±1,0);
  • Диапазон рабочих температур, °С от - 40 до +80;
  • Степень защиты корпуса от проникновения пыли и влаги: IP57;
  • Интерфейс: частотный, аналоговый (LLS-AF 20310), RS-485, RS-232 (LLS 20160);
  • Варианты исполнения (длина необрезанного датчика), мм: 700, 1000, 1500, 2000.
  • Напряжение питания, В: 9 – 36;
  • Погрешность измерения, не более, % от полного объема бака: 3,0;
  • Диапазон рабочих температур, °С от - 30 до +50;
  • Степень защиты корпуса от проникновения пыли и влаги: IP66
  • Интерфейс: частотный, аналоговый, RS-485;
  • Варианты исполнения (максимальная глубина бака), мм: 800, 2500.
  • номинальное напряжение: 4, 5 - 24В;
  • диапазон перемещения поплавка: 10 – 150 л/ч;
  • Класс защиты: IP 65;
  • погрешность: 10% от полной шкалы.

Особенности

  • Возможность обрезать до 150 мм без дополнительной погрешности;
  • Гальваническая развязка позволяет всегда подключать на неотключаемое питание;
  • Внутренняя фильтрация;
  • Универсальность настройки выхода;
  • пожизненная гарантии производителя.
  • Датчик приклеивается на нижнюю поверхность бака. Отсутствует необходимость сверления бака и прямой контакт с топливом;
  • Защита от агрессивных сред;
  • Гарантийный срок: 12 мес.

Датчик обладает обилием механических деталей и быстро изнашивается.

3. Контроль топлива с помощью ДРТ (датчика расхода топлива).
Врезается в топливную магистраль ТС. Позволяет определять текущий расход топлива. Используются только в тех случаях, когда производственные размеры бака не позволяют установить обычный ДУТ.

Способы

Преимущества

Недостатки

  1. Сравнительно небольшая стоимость для заявленной точности.
  2. Позволяет зафиксировать места заправок и сливов.
  3. Не имеет механически изнашивающихся подвижных частей.
  1. Требуется врезка в топливный бак.
  2. Зависимость показаний от состояния окружающей среды: влажности и температуры.
  3. Наличие «мертвой зоны» - отступ от дна бака во избежание замыкания обкладок имеющимся в баке конденсатом.
  1. Предоставляет точную информацию расходе топлива;
  2. Погрешность не более 1,5%;
  3. Наиболее удобный датчик для установки на ТС с нестандартными топливными баками.
  1. Требуется врезка в топливную магистраль ТС;
  2. Не позволяет фиксировать места заправок и сливов топлива.
  3. Высокая цена.

Контроль по нормам

  1. Это самый простой и дешёвый контроль горючего.
  1. Непроверенная и неподтверждённая информация, которая может быть сфальсифицирована по сговору.

Что даёт контроль топлива с Системой СКАУТ?

Таким образом, Система СКАУТ позволяет определять факты нецелевого и неэффективного использования топлива и, тем самым, даёт возможность выявить недисциплинированных водителей или неисправные транспортные средства в автопарке.

Варианты административных мер:

  • провести воспитательную работу с водителем,
  • лишить водителя премии или уволить.
  • провести серию эффективных технических мероприятий, направленных на улучшение эксплуатационных качеств транспорта.

Как клиент может использовать эти данные?

Используя групповой отчёт по заправкам и сливам, клиент может выделить наиболее проблемные в плане расхода топлива машины. Ему доступны данные по объёмам сливов, о расходе топлива на различных режимах работы двигателя. Благодаря этому Система СКАУТ позволяет руководству предприятия пересчитать и оптимизировать устаревшие нормы расхода топлива.


Рисунок 1. Сливы грузовиков MAN в карманах на трассе

Эта исчерпывающая аналитика помогает клиенту понять, что же послужило причиной повышенного расхода горючего для конкретного ТС. Наиболее прогрессивные компании пользуются этими данными, чтобы выкупить у водителя сэкономленные излишки топлива. Это один из эффективных мотивационных факторов, позволяющих дисциплинировать водительский состав предприятия.

Внедрение Системы СКАУТ на предприятиях

Клиент: МУП «Спецавтобаза», г.Екатеринбург

Отрасль: ЖКХ: вывоз твёрдых бытовых отходов.

Начало сотрудничества: 2008 год.

Количество оснащённых ТС: 130 машин моделей КамАЗ, МАЗ, ЗИЛ.

Оборудование: МТ-500, 510, 530, ДУТ.

ПО: «СКАУТ-Эксплорер» - услуги диспетчерского центра оказывает партнёр.

Экономический эффект:

Только за первый год использования Системы СКАУТ руководству удалось сократить расходы на топливо на 7 870 000 рублей.

Организационный эффект:

  • Оптимизация транспортной логистики;
  • Исключение простоев;
  • Пресечение левых рейсов.
Цитата: директор МУП «Спецавтобаза» Е.А.Устьянцев: «С помощью высокоточной спутниковой навигации «СКАУТ» нашему предприятию удалось не только оптимизировать работу автопарка, но и существенно повысить качество оказываемых услуг. С внедрением Системы СКАУТ вот уже на протяжении трёх лет нам удаётся экономить на топливных расходах ежегодно около 8 миллионов рублей». 2.

Клиент: ЗАО «Проммонолит», г.Санкт-Петербург

Отрасль: Строительство: доставка строительных материалов

Начало сотрудничества: 2011 год

Количество оснащённых ТС: 70 единиц техники марки КамАЗ, МАЗ, Мерседес, MAN, ЗИЛ, в том числе, бетономешалки, тягачи и фронтальные погрузчики.

Оборудование: МТ-600 PRO, ДУТ

ПО: 4 АРМ с ПО «СКАУТ-Эксплорер», техническое обучение по работе с системой за 2 года прошли 11 специалистов предприятия.

Экономический эффект:

  • Снижение завышенных норм по расходу ГСМ на 30%;
  • Сокращение затрат на содержание автопарка на 30%.

Организационный эффект:

  • Оптимизация доставки стройматериалов;
Цитата: генеральный директор ЗАО «Проммонолит» С.К.Комаров: «Выбранное нами оборудование и программное обеспечение от одного производителя – ГК «СКАУТ» – позволили нам усилить контроль над водителями и реальным расходом топлива. Благодаря своевременной и достоверной информации мы стали формировать оптимальные рейсы доставки. Это способствовало повышению эффективности планирования наших производственных мощностей».

3.

Клиент: ЗАО «Мехстрой»

Отрасль: дорожное строительство

Начало сотрудничества: с 2009 года

Количество оснащённых ТС: 42 единицы различной строительной техники

Оборудование: МТ-600, ДУТ

ПО: 4 автоматизированных рабочих места диспетчеров с установленным ПО «СКАУТ-Эксплорер»

Экономический эффект:

  • В результате первого месяца использования на предприятии Системы СКАУТ, расходы на горюче-смазочные материалы снизились на 30%.

Организационный эффект: С помощью отчётов программы «СКАУТ-Эксплорер» предприятию удалось:

  • определить оптимальные нормы расхода топлива и пробега;
  • увеличить эффективность работы логистики.
Цитата: генеральный директор ЗАО «Мехстрой» П.А.Полин: «Уже в процессе тестирования Системы СКАУТ нам стало ясно, что это внедрение позволит экономить нам сотни тысячи рублей. Только за первые 30 дней использования Системы, благодаря отчётам с информацией по расходу топлива, пробегу, скорости, стоянкам и движению, сокращение затрат на ГСМ составило 30%. Своевременные и достоверные сведения позволили нам навести порядок в учётной политике предприятия и чётко определиться с топливными нормами». 4.

Клиент: ООО «Арктикавтотранс», Мурманская область

Отрасль: Грузоперевозки

Начало сотрудничества: в 2010 году.

Количество оснащённых ТС: 200 единиц техники: автосамосвалы БелАз, МАЗ, КамАЗ, ЗИЛ, КрАЗ, Scania, Volvo, а также дорожно-строительная техника отечественного и импортного производства, задействованные в добыче и перевозке медно-никелевых руд.

Оборудование: МТ-510, ДУТ.

ПО: Несколько АРМ с установленным ПО «СКАУТ-Эксплорер».

Экономический эффект:

  • За счёт достоверных данных о расходе топлива предприятию удалось сократить затраты на ГСМ на 24%.
  • В целом, за время использования Системы СКАУТ предприятию удалось сэкономить 5 миллионов рублей.

Организационный эффект:

  • Оптимизация транспортной логистики.
Цитата: и.о. генерального директора ООО «Арктикавтотранс» С.В.Андреев: «Существующий у нас опыт эксплуатации Системы СКАУТ показал её эффективность в плане экономии топлива. Средний процент сокращения расходов за 8 месяцев составил 23, 96% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Также существенно сократился пробег техники и расходы на её содержание». 5.

Клиент: компания «Дуэт», г.Уфа

Отрасль: розничная торговля

Начало сотрудничества: с 2011 года

Количество оснащённых ТС: 59 транспортных средств, используемых для перевозки товаров в розничные магазины: Газели, ГАЗы, КамАЗы. Кроме того, предприятие использует спецтехнику: трактор Беларусь, автокран, экскаватор.

Оборудование: МТ-530, ДУТ

ПО: 5 АРМ с ПО «СКАУТ-Эксплорер», техническое обучение по работе с Системой за 2 года прошли 22 специалиста компании.

Экономический эффект:

  • расходы на горюче-смазочные материалы снизились на 30%;
  • существенное сокращение пробега.

Организационный эффект:

  • Оптимизация доставки;
  • Повышение эффективности работы диспетчерской службы.
Цитата: начальник службы безопасности М.Большаков: «По результатам использования Системы СКАУТ, мы изменили в компании принцип расчета зарплаты водителей. Теперь заработная плата выплачивается на основании отчетов «СКАУТ-Эксплорер». За счёт этого удалось добиться существенного повышения экономической эффективности транспортного отдела компании». 6.

Клиент: ОАО «Комбайнмашстрой», г.Тула

Отрасль: Агропромышленный комплекс:

Начало сотрудничества: в 2011 году.

Количество оснащённых ТС: 15 большегрузных автомобилей для перевозки сельхозпродукции.

Оборудование: МТ 600 GP Std, ДУТ.

ПО: 3 диспетчерских рабочих места с установленным ПО «СКАУТ-Эксплорер». 5 специалистов прошли техническое обучение.

Экономический эффект:

  • Контроль расхода топлива позволяет экономить расходы предприятия до 300 тысяч рублей в год.
  • Удалось выявить и пресечь искажённые и завышенные цифры по пробегу ТС. Благодаря этому ежемесячная экономия составила 75 тысяч рублей .

Организационный эффект:

  • Благодаря Системе СКАУТ были пресечены попытки хищения дизельного топлива на сумму более 15 тысяч рублей;
  • Повышение водительской дисциплины;
  • Повышение качества работы автотранспортного участка.
Цитата: генеральный директор ОАО «Комбайнмашстрой» Н.А.Борзёнков: «Основными преимуществами Системы СКАУТ мы считаем возможность в режиме реального времени контролировать фактическое местонахождение автомобиля, время работы автомобиля у заказчика, пробег, расход топлива и остаток топлива в баках. В любое время мы можем получить полный отчёт по данным параметрам. С точки зрения пользователей программы, хотим отметить удобный интерфейс и простоту в использовании, а также качественную техническую и консультационную поддержку».

Рекомендации для эффективного решения задачи с Системой СКАУТ

  1. Установить на транспортные средства модули мониторинга МТ-600 и датчики учёта топлива (ДУТ).
  2. Выделить специалиста, ответственного за работу с Системой СКАУТ.
  3. Пользоваться следующими отчётами:

    1. Отчет о Заправках и сливах топлива (групповой и индивидуальный);
    2. Отчет Движения и стоянки;
    3. Отчет расход по ДРТ;
    4. Отчет Работа спецтехники;
    5. Отчет Рейсы.

А К Т

по проверке правильности списания горюче-смазочных материалов

в МБУ «Административно-хозяйственный комплекс» за 1 квартал

2015 года.

22.06.2015г. г. Полысаево

В соответствии приказом Министерства экономического развития РФ от 01.01.2001 года № 30 «Об утверждении Порядка проведения плановых проверок », на основании постановления Администрации Полысаевского городского округа от 01.01.2001 года № 000 2 «Об утверждении Положения о внутреннем финансовом муниципальном контроле», в соответствии с планом-графиком утвержденным главой Полысаевского городского округа от 01.01.2001 года, с постановлением «О проведении проверки», проведена плановая проверка муниципального бюджетного учреждения « Административно-хозяйственный комплекс» по соблюдению требований законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов РФ.

Цель проверки – предупреждение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации в сфере приобретения, учета и списания горюче - смазочных материалов и иных нормативных актов .

Проверка проведена главным специалистом по внутреннему финансовому муниципальному контролю Холиной Ларисой Николаевной.

Предмет проверки - соблюдения требований законодательства сфере приобретения, учета и списания горюче - смазочных материалов и иных нормативных актов.

Субъект проверки – муниципальное бюджетное учреждение учреждения « Административно-хозяйственный комплекс» (юридический адрес : 652560, Кемеровская область ,),) , извещен о начале проведения плановой проверки уведомлением от 01.01.2001 года № 11, – местный бюджет .

Муниципальное бюджетное учреждение «Административно-хозяйственный комплекс» (сокращенное название - МБУ «АХК») осуществляет свою деятельность с 11.12.2009 года в соответствии с Уставом, утвержденным учредителем. Полысаево.

Основной целью деятельности МБУ «АХК» г. Полысаево является материально-техническое и хозяйственное обеспечение деятельности администрации города и Полысаевского городского Совета народных депутатов. Осуществляет следующие виды деятельности :

Транспортное обеспечение деятельности администрации и Совета народных депутатов Полысаевского городского округа,

Обеспечение хозяйственно-технического обслуживания содержания здания администрации Полысаевского городского округа,

Обеспечение необходимых организационно-технических условий для трудовой деятельности администрации и Совета народных депутатов Полысаевского городского округа.

Должностными лицами, ответственными за финансово-хозяйственную деятельность учреждения в проверяемом периоде являются: директор, главный бухгалтер .

Проверкой установлено:

1 . По состоянию на 01.01.2015 г постоянно действующий подвижной состав МБУ «АХК» составляет 11 единиц транспорта, в том числе:

2. Toyota LC -100

3. Toyota Corolla

4. Лада приора

7. Лада 2114 с674 АО

8. Лада 2114 с064 АХ

9. Лада 2114 м672 АО

10. Лада 2114 м364 АО

В 1 квартале 2010 года на поставку нефтепродуктов для МБУ «АХК» г. Полысаево с -Корпоротивные продажи» заключен муниципальный контракт.315916 на сумму 390645 рублей и муниципальный контракт -445619 с ОЙЛ» на сумму 407585 рублей. Всего приняты бюджетные обязательства в 1 квартале на сумму 281016,80 рублей.

Заправка автомобилей топливом производится на автозаправочных станциях -Корпоротивные продажи» и «Перекресток ОЙЛ» по лимитно-заборным ведомостям с указанием отпущенного количества по каждому водителю. Со всеми водителями заключены договоры о полной индивидуальной материальной ответственности . Приобретение ГСМ осуществлялось путем безналичного перечисления (по пластиковым картам). Ежемесячно топливные компании предоставляют учреждению информационный отчет, который содержит данные об отпущенном по карточке бензине.

В проверяемом периоде оплата за горюче-смазочные материалы производилась безналичным путем на основании счетов-фактур за оказанные услуги, в т. ч:

Сч/ф - 2817,08 л на сумму 88316,52 рублей;

Сч/ф - 3268,85 л на сумму 101738,63 рублей;

Сч/ф - 3134,90 л на сумму 97089,88 рублей.

Всего в 1 квартале 2015 года получено 9220,8 л ГСМ на сумму 287145,03 рублей, оплачено за поставку ГСМ в полном обьеме, кредиторская задолженность отсутствует.

2 . Главой Полысаевского городского округа согласованы лимиты на потребления горюче-смазочных материалов на 2015 год. В целях минимизации расходов бюджета и контроля за рациональным потреблением МБУ «АХК» в 1 квартале 2015 года утвержден лимит потребления ГСМ в количестве 12430 литров. Фактический расход ГСМ за 1 квартал 2015 года составил 9220,32 л., т. е. не превысил лимит потребления.

Бюджетный учет движения ГСМ ведется на счете 01050 «Горюче-смазочные материалы», на данном счете учитываются все виды топлива, согласно инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом МФ РФ от 01.01.2001г № 000н, с применением программного продукта «1 С-бухгалтерия».

3 . В МБУ «АХК» нормы расхода топлив и смазочных материалов на автотранспорт утверждены приказом директора в соответствии с распоряжением Минтранса от 01.01.2001 № АМ-23-1 «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». Списание горюче-смазочных материалов на расходы организации производится по фактическому расходу, но не выше утвержденных норм расхода ГСМ. Списание масел производится по утвержденным нормам на 100 л расхода топлива. Нарушений в списании ГСМ не установлено.

Пройденный километраж соответствует километражу, указанному в актах на списание ГСМ. Данные путевых листов о пробеге, движении горючего и остатках ГСМ соответствуют данным бухгалтерского учета . Для достоверности данных о пробеге автомобилей бухгалтером производится снятие показаний спидометра. Списание ГСМ производится согласно заполненным путевым листам. Путевой лист выписывается в одном экземпляре, срок действия один день. Контроль правильности оформления путевых листов осуществляет механик Пронин приказу Министерства Транспорта от 01.01.2001 г. № 000 путевой лист должен содержать пять обязательных реквизитов. В нарушение этого в путевых листах №№ 000 от 27.02.15,0310 от 26.02.15,0300 от 25.02.15,0149 от 02.02.15,0156 от 03.02.15,0166 от 04.02.15, 0314 от от27.02.15, 0304 от 26.02.15,0264 от 19.02.15,0254 от 18.02.15,0244 от 17.02.15,0134 от30.01.15,0107 от 27.01.15 отсутствует время возвращения в гараж. В путевых листах 0314 от 27.02.15, 0274 от 20.02.15, 0264 от 19.02.15.0254 от 18.02.15,0244 от 17.02.15, 0235 от 16.02.15,0208 от 11.02.15, 0190 от 09.02.15,0322 от 27.02.15,0252 от 17.02.15,0131 от 30.01.15, 0122 от 29.02.15- отсутствует заключение после рейсового медицинского осмотра. В путевом листе от 13.01 15 отсутствует номер путевки, а так же время выезда и возвращение в гараж. По путевым листам 0204 от 10.02.15, 0239 от 16.02.15, 0249 от 17.02 15, 0259 от 18.01.15,0289 от 24.02.15, 0319 от 27.02.15 - маршруты следования водителями расписываются нерегулярно.

Исходя из позиции Минфина России, изложенной в Письме -03-04/1/129, а также позиции Росстата России, изложенной в Письме, отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования служебного автомобиля, являющейся обязательной, не допускается. Отсутствие такой информации не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Следовательно, путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о месте следования автомобиля, не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение горюче-смазочных материалов. Целесообразнее в путевом листе отражать информацию о конкретном месте следования автомобиля, т. е. не только город, но и организацию. Данная информация позволяет судить об использовании автомобиля сотрудниками организации в служебных целях.

Выводы и предложения

1. Проводить учет ГСМ в бухгалтерии в соответствии с инструкцией 25н.

2. Заполнение путевых листов осуществлять в соответствии с приказом Министерства Транспорта РФ от 01.01.2001 г. № 000, Федеральным законом от 01.01.2001 г. № 000 ФЗ « О бухгалтерском учете».

3. При расчете расхода бензина основываться на распоряжение Министерства Транспорта РФ от 01.01.2001 г. № АМ-23-р.

4. В путевом листе отражать информацию о конкретном месте следования автомобиля, т. е. не только город, но и организацию, согласно разъяснениям Федеральной службы государственной статистики от 01.01.2001 г. № ИУ-09-22\257 и Министерства финансов РФ от 01.01.2001 года № 03-03-04\1\129.

Главный специалист по внутреннему

финансовому муниципальному контролю

Полысаевского городского округа

Копию акта получил «____»________2015 г._______ ________

Для предприятий, чей доход напрямую зависит от работы транспорта, расход топлива - показатель , важность которого трудно переоценить. Контроль топлива - Вторым моментом, от чего зависит успешность и конкурентоспособность предприятия, является уровень технического обслуживания транспорта. Оба эти показателя, по многочисленным аналитическим и статистическим данным, зачастую бывают неудовлетворительными. С одной стороны, нельзя не учитывать ментальный фактор традиционного отношения к «чужому», «общественному», который выражается в нежелании водителей осуществлять контроль расхода топлива (учет расхода топлива). С другой стороны, руководство крайне редко выплачивает достойную зарплату, заранее предполагая, что водители обманывают, представляя искаженные данные о расходе ГСМ. Пока цены на топливо держались на определенном уровне, то об установке (учет расхода топлива) мало кто думал - полученная прибыль обеспечивала устойчивость предприятия и его дальнейшее развитие. Но цены на ГСМ падают и растут вместе с конкуренцией, и для сохранения прочных позиций на рынке возникла необходимость в постоянной .

Какие способы применяются для системы контроля расхода топлива сегодня?

За последние годы на отечественном рынке появилось несколько типов систем контроля топлива . Один из распространенных вариантов контроль расхода топлива - использование датчиков проточного типа. В этом случае данные о расходе топлива фиксируются расходомерами - специальными турбинками, которые врезаются в топливопривод автомобиля. Расходомеры считывают величину прямого потока к двигателю и величину потока на линии возврата.

Преимущества - учет расхода топлива, такой системы контроля расхода топлива состоят в том, что объективно контролируется потребленное топливо, при этом обеспечивается высокая точность показателей для бензиновых двигателей. Но если в баке оказывается некачественное горючее, что бывает очень часто, система теряет способность правильно учитывать израсходованный бензин. Дизельное топливо еще труднее учитывать в районах Крайнего Севера. При постоянно низких температурах в топливе образуется фракция парафина, и загустевший состав сокращает ресурс работы «турбинки».

Существенным недостатком датчиков проточного типа в системе контроля расхода топлива (учет расхода топлива) можно считать необходимость вмешательства в конструкцию топливной системы автомобиля, так как необходимо врезание приборов в магистраль, что проблематично сделать на гарантийных автомобилях. Датчики проточного типа имеют высокую цену, к тому же на машинах с дизельным двигателем для точного контроля расхода топлива (учет расхода топлива) необходимо ставить два датчика (второй - на «обратку»). Фактические заправки и сливы топлива при установке датчиков проточного типа контролировать невозможно.

Датчики с импульсным герконовым устройством легко вывести из строя (преднамеренно), но доказать этот факт крайне сложно. Подвижные детали проточной системы контроля расхода топлива имеют ограниченный рабочий ресурс, что уменьшает их надежность. После того, как горючее прошло через датчик, контроль прекращается, и топливо можно сливать. Таким образом, недостатков такой системы контроля расхода топлива (учет расхода топлива) немало, поэтому ее эффективность подтверждается только там, где транспорт работает на высококачественном бензине, и автомобили управляются добросовестными и ответственными водителями.

Другим способом контроля расхода топлива , учет расхода топлива является расчет по нормам за определенный период и контроль расхода топлива , потребленного фактически по пробегу транспорта. Для этого используется простой и дешевый вариант - измеряются все параметры работы транспортного средства, которые влияют на потребление топлива: пробег, парковка, время работы «вхолостую», дополнительное внерабочее время работы. Нормы расхода заносятся или передаются в диспетчерскую программу посредством беспроводного терминала. Фактический контроль осуществляется путем измерения уровня остатка топлива в баке.

Преимущество применение учет расхода топлива (системы контроля расхода топлива по нормам) состоит в ее доступности и отсутствии существенных финансовых затрат. Не нужно покупать и устанавливать счетные датчики контроля расхода топлива и подключатся к бортовому компьютеру транспорта. Учет расхода топлива в самом простом варианте достаточно подключить питание на GPS GSM терминал. Конструкция автомобиля остается целостной - не требуется вмешательство в топливную систему. Предприятие получает возможность объективно и обоснованно проводить списание ГСМ.

К явным недостаткам такой системы контроля расхода топлива по нормам можно отнести влияние субъективных факторов, искажающих точность данных - качество дороги, загруженность транспорта, особенности вождения.

Система контроля расхода топлива, основанная на считывании показаний от штатных и датчиков

Штатные датчики контроля расхода топлива есть у каждого современного автомобиля - достаточно подключиться к специальной программе, которая будет отслеживать показания. Большинство заводских датчиков контроля расхода топлива имеют в комплектации датчики уровня топлива поплавкового типа, что приводит к искажению данных при вибрации, тряске, которые на отечественных дорогах можно отнести к постоянным явлениям. В продаже есть дополнительное оборудование - штатные датчики уровня топлива с высокой точностью фиксации контроль расхода топлива. Данная (контроль расхода топлива) устанавливается только в сертифицированных сервисных центрах.

Преимущества только в функциональных возможностях датчиков заключаются в достаточно точном определении текущего уровня топлива в баке автомобиля, объема, места, времени заправок и сливов горючего. Врезные датчики уровня топлива можно обрезать под требуемую длину. Данные приборы не оказывают никакого влияния на ходовую часть автомобиля. Существенным преимуществом такого учета расхода топлива (контроля расхода топлива) является отсутствие подвижных деталей у прибора, что увеличивает срок его эксплуатации.

К недостаткам учета контроля топлива можно отнести необходимость сверления отверстия в баке, проведение новой калибровки, если обнаружиться дефект или вмятина на баке. Не все штатные датчики имеют выходной сигнал. Необходимо отметить, что в последнее время в продаже на отечественном рынке появились новые модели датчиков уровня топлива для системы контроля расхода топлива - врезные датчики емкостного типа с цифровым выходным интерфейсом. Существует и услуга преобразования цифрового сигнала в аналоговый. При обрезании такого датчика не уменьшается диапазон выходного сигнала, поэтому погрешность отображения данных не увеличивается. Но для системы контроля расхода топлива (контроль топлива) этого вида необходимо перепрограммирование после его обрезания.

Существует ли оптимальный способ решения проблемы рационального и обоснованного расхода топлива на предприятиях?

Контроль топлива -
Все перечисленные способы системы контроля расхода топлива (учет расхода топлива) являются локальными, и лишь частично помогают решить проблему бережного " контроль расхода топлива " - ГСМ. Оптимальным способом является включение системы контроля расхода топлива (контроль топлива) в комплексную программу спутникового мониторинга автотранспорта, которая заключается в отслеживании и контроле автомобиля на протяжении всего маршрута, с указанием на карте точного местоположения объекта, проведении анализа его технического состояния, учета количества остановок, времени работы на холостом ходу, контроля расхода топлива ГСМ (учет расхода топлива).

Контроль топлива -

Принцип работы комплексной системы контроля расхода топлива (контроль топлива) основан на подключении телематического терминала спутникового мониторинга к бортовому компьютеру транспорта. Только объективная и независимая оценка технического состояния автомобиля, анализ работы всех параметров во время движения транспорта может помочь компании увеличить показатели эффективности работы предприятия, добиться экономии при расходе топлива, повысить дисциплину и ответственность водителей - не только во время выполнения задания, но при послерейсовом обслуживании автомобиля.

Задачи комплексной системы контроля расхода топлива:

  • Определение фактического времени работы автомобиля.
  • Определение местоположения транспорта в любой момент времени.
  • Контроль и учет расхода топлива.
  • Контроль технических параметров во время эксплуатации автомобиля: нагрузка на ось, качество работы тормозной системы, состояние каждого технического узла (всего - более 30 параметров).
  • Отслеживание работы двигательной части: количество оборотов, температура в баке, давление масла.
  • Анализ и выводы о технической исправности автотранспорта и обоснованности расхода топлива в пути.

Контроль топлива -

С истема контроля расхода топлива (учет расхода топлива), в составе спутникового мониторинга транспорта разработанная компаней "Высоко-Интеллектуальные Бизнес Системы", предназначена для установки на отечественные и импортные грузовые и легковые автомобили, а также на большинство видов спецтехники, применяемой в строительных, дорожных, коммунальных и сельскохозяйственных работах.

Контроль топлива -

Комплексная система контроля расхода топлива (контроль топлива) помогает своевременно выявить технические неисправности, когда автомобиль функционирует нормально по внешним признакам, а аналитические данные сигнализируют о несбалансированной работе механической или эклектической части транспортного средства. Комплексная система контроль расхода топлива (учет расхода топлива) дает точные данные при широком диапазоне температур: от - 50 до 85 градусов. При установке данной системы контроль расхода топлива (контроль расхода топлива) появляется возможность экспорта данных в несколько видов компьютерных программ. При этом информация считывается легко, не требуется дополнительная расшифровка данных.

Самое главное достоинство системы контроля расхода топлива то, что это часть комплексной системы спутникового мониторинга транспорта , гарантирующая абсолютную защищенность от вмешательства в техническую и электронную схему прибора. Водитель не может «обмануть» систему, она является для него закрытой, и любые попытки вмешательства станут известны руководству. Кроме того, у руководства предприятия, при применении комплексной системы контроля расхода топлива (учет расхода топлива), появляется возможность оценить каждого водителя с точки зрения его профессионализма, который складывается из отношения к автомобилю, стиля вождения, обслуживания, точности выполнения инструкций. В итоге у транспортной компании появляется реальный результат - создание штата добросовестных и ответственных водителей, что сразу же скажется на показателях эффективности работы в целом.

У данной системы контроля расхода топлива (контроль топлива) есть еще несколько важных преимуществ: надежная защита от вандализма (за счет подсоединения и к спутниковой сигнализации), простота монтажа, отсутствие необходимости настраивать оборудование и приборы. Как правило, при установке комплексной системы контроля расхода топлива (контроль расхода топлива) предлагается программное обеспечение и надежное сервисное обслуживание. Информация, получаемая от транспорта благодаря установке данной системы спутникового мониторинга , является абсолютно достоверной и, практически, не имеет погрешностей*, даже при работе в суровых условиях Севера.

Внешне оборудование системы контроля топлива , являющейся составной частью спутникового мониторинга автомобиля в целом, представляет собой небольшой плоский ящик, который подключается к бортовому компьютеру транспорта через CAN -шину. Аналитический учет ведется по всем показателям, записывается и хранится в базе данных на сервере. Экономисты и аналитики транспортной компании могут в любой момент проверить данные системы контроля расхода топлива (контроль расхода топлива) за любой период времени, сравнить показатели и сделать выводы о работе транспорта. Кроме того, система спутникового мониторинга обеспечивает безопасность водителя и транспортного средства, в случае попыток проникновения в автомобиль правонарушителей, срабатывает сигнал тревоги, который сразу же фиксируется диспетчером. Поскольку местонахождения транспорта известно всегда, то адекватные меры принимаются моментально.

Таким образом, можно сделать вывод, что только комплексная система спутникового мониторинга и одна из ее составляющих частей системы контроля расхода топлива (контроль расхода топлива) может помочь предприятию вести объективный и всесторонний учет работы каждого автомобиля, проводить современно замену запчастей, сократить расходы на ремонты и техническое обслуживание, создать коллектив дисциплинированных и ответственных сотрудников. Система контроля расхода топлива быстро окупается, поскольку происходит существенное снижение себестоимости услуг транспортной компании.

* Касается только тех транспортных средств, которые подключены к комплексной системе спутникового мониторинга транспорта через CAN-шину бортового компьютера транспортного средства.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РАСХОДА ТОПЛИВА

контроль топлива контроль расхода топлива система контроля расхода топлива учет расхода топлива

Налаженный контроль расхода топлива на предприятии - это одно из обязательных условий эффективной работы транспортного департамента. Затраты на закупку ГСМ составляют львиную долю расходной части бюджета таких структурных подразделений, и потому их стоит минимизировать - в первую очередь за счет исключения злоупотреблений.

Организация системы контроля расхода топлива на предприятии (СКРТ) должна включать целый комплекс мероприятий. Но ключевым аспектом все равно будет установка специального оборудования, способного фиксировать фактические затраты горючего в автоматическом режиме, при минимальном влиянии персонала на этот процесс.

Способы хищений ГСМ и других махинаций с топливом

Чтобы эффективно контролировать расходование топлива коммерческим транспортом, необходимо иметь хотя бы поверхностное представление о том, как может осуществляться его хищение. Существует довольно много способов:

  1. Слив бензина или дизельного топлива. Этот способ – самый простой. Он предполагает фактическую кражу горючего из топливных баков. Слитое топливо либо используется в личных целях, либо продается.
  2. Использование чеков о заправке. Если заправка осуществляется не на предприятии, а самим водителем с последующим отчетом в бухгалтерию, то недобросовестный сотрудник может приобрести чеки у третьих лиц. После предъявления чеков водитель получает финансовую компенсацию.
  3. Махинации с одометром. Если автомобиль не оборудован современными навигационными системами и бортовыми самописцами, то путем относительно простых манипуляций величина суточного пробега может завышаться. После этого водитель использует один из двух способов, описанных выше: либо покупает чеки, либо сливает и продает «излишек» бензина.

Кроме того, к злоупотреблениям относится и нецелевое использование служебного либо коммерческого транспорта. При отсутствии должного контроля водитель может выполнять рейсы без отчета, присваивая оплату за них. В этом случае увеличивается расход ресурса автомобиля и расход ГСМ (бензина/дизельного топлива, масла и т.д.).

Как видите, способов обмана предприятия довольно много. При этом организация несет потери не только из-за перерасхода горючего, но и из-за того, что транспорт либо простаивает, либо эксплуатируется нецелевым способом.

Системы контроля расхода топлива на предприятии

Чтобы избежать описанных выше злоупотреблений, контроль расхода ГСМ на предприятии должен носить системный характер. Внедрение комплекса контрольных процедур – как организационных, так и технических - позволит снизить расходы на закупку горючего, а также на профилактическое обслуживание и ремонт самой техники.

Для контроля расхода топлива могут применяться самые разные методики:

Топливные карты

Ранее для децентрализации закупки горючего использовались топливные талоны. Но они обладали существенным минусом: их можно было легко подделать. Таким образом, создавалась почва для злоупотреблений, описанных выше.

Альтернативной талонам на сегодняшний день служат топливные карты . У них есть ряд особенностей:

  • Учет на карте ведется не в денежных единицах, а в литрах. Т.е. на рейс выделяется определенный объем горючего, конвертировать который в финансы будет в разы сложнее, чем при использовании талонов.
  • Существуют как универсальные карты, так и карты, рассчитанные на определённый вид топлива. Это также усложняет махинации.
  • Наконец, получить информацию о списании объемов топлива с карты можно в любое время – эти сведения доступны онлайн. Это также облегчает контроль и затрудняет хищения.

Кроме того, карты весьма удобны в использовании: они защищены пин-кодом, а при утере или краже их можно заблокировать.

В целом же переход на карты для топлива повышает и уровень безопасности: водителю не приходится возить при себе большие суммы денег.

Контроль расхода топлива и мониторинг транспорта ГЛОНАСС/GPS

Впрочем, несмотря на всю эффективность, система топливных карт все еще оставляет возможности для махинаций. Именно поэтому внедрять ее стоит параллельно с системой GPS/ГЛОНАСС мониторинга транспорта .

Такой подход предусматривает оборудование всего автопарка, выполняющего коммерческие рейсы, GPS трекерами с подключением к общей системе мониторинга. Это позволяет:

  • В режиме реального времени отслеживать перемещение каждой единицы транспорта.
  • Контролировать соблюдение маршрутов, повышая водительскую дисциплину и заблаговременно пресекая злоупотребления.
  • Исключить использование служебного автотранспорта в личных целях.
  • Повысить уровень безопасности движения.

Эффективность работы этой системы достаточно высока. Контроль расхода топлива и мониторинг транспорта позволяют отслеживать все перемещения максимально точно. Поэтому руководитель предприятия либо транспортного департамента может в любой момент узнать, где находится тот или иной автомобиль - а значит, завысить расход горючего будет предельно сложно.

Системы контроля уровня топлива

И все же наиболее эффективной мерой по предотвращению хищений горюче-смазочных материалов, приписок и злоупотреблений будет применение специальных систем, включающих:

  • программное обеспечение;
  • систему передачи информации;
  • датчики топлива , отслеживающих уровень горючего в баке.

Работают такие системы по такому алгоритму:

  • В бак для горючего устанавливается датчик, фиксирующий фактический уровень топлива и регистрирующий изменение этого уровня.
  • Датчик присоединяется к основному GPS трекеру системы (терминалу мониторинга транспорта), расположенному в кабине автомобиля. Этот блок пломбируется, что исключает вмешательство в его работу.
  • Система мониторинга передает информацию об уровне горючего на сервер – и владелец может следить за расходом ГСМ и периодичностью заправок в удаленном режиме.

При работе модуля используются ресурсы систем глобального позиционирования ГЛОНАС/GPS, что позволяет контролировать перемещения автомобиля и соотносить эти данные с информацией, поступающей от емкостных датчиков в топливных баках.

Плюсы систем контроля расхода топлива

Внедрение комплексных систем контроля расхода топлива на предприятии обеспечивает целый ряд преимуществ:

  • Эффективную борьбу со злоупотреблениями (это повышает не только финансовую эффективность организации, но и дисциплину в целом).
  • Контроль закупок и расходования ГСМ, обеспечивающий сокращение затрат.
  • Оптимизацию использования автотранспорта за счет минимизации простоев и нецелевых рейсов.
  • Получение объективной информации об использовании автопарка.
  • Снижение уровня аварийности и травматизма (оно также обеспечивается за счет дисциплинирующего эффекта и отсева сотрудников, склонных к злоупотреблениям).

Все эти преимущества делают инвестиции в закупку контрольного оборудования и внедрение системы контроля расхода топлива и ГСМ весьма выгодными!

Учет расхода ГСМ по документам

Помимо действенной системы мониторинга расхода ГСМ для достижения максимального эффекта необходимо внедрение единых правил и стандартов учета. Как правило, основой для бухгалтерской части учета является положение «О бухгалтерском учете и отчетности».

Документами, подтверждающими расход топлива для осуществления коммерческой деятельности предприятия, являются:

  • путевые листы;
  • прилагаемые к ним товарно-транспортные накладные.

В первичных документах обязательно должна содержаться такая информация:

  • величина пробега;
  • масса перевозимого груза;
  • сведения о заправках.

На основании этих данных рассчитывается нормируемый расход ГСМ для конкретного транспортного средства.

Расходы на горючее могут учитываться двумя способами:

  • Для производственных целей - в составе материальных затрат;
  • Для управленческих и организационных целей - в составе прочих расходов, связанных с основной деятельностью.

В любом случае необходимо экономическое обоснование и документальное подтверждение этих расходов. Использование топливных карт упрощает учет расхода ГСМ и формирование отчетности – но в любом случае необходимо контролировать оборот документов, получаемых от процессингового центра.

Наладить эффективно работающий контроль расхода топлива на предприятии непросто: он должен включать целый комплекс организационных и технических решений. Но и временные, и финансовые затраты на внедрение системы отслеживания расхода горючего быстро окупаются, в первую очередь – за счет сведения к минимуму уровня хищений и снижения затрат на закупку ГСМ.

Специалисты нашей компании подберут оптимальный вариант отслеживания и управления расходом топлива на Вашем предприятии. В списке наших услуг есть как готовые решения, так и разработка индивидуальных систем контроля.



Статьи по теме