Обмен веществ и энергии. Обмен энергии Методы определения обмена веществ

Все пищевые вещества обладают определенным запасом энергии. Организм называют трансформатором энергии, ибо в нем постоянно происходят специфические превращения питательных веществ, приводящие к освобождению энергии и переходу ее из одного вида в другой.

Соотношение между количеством энергии, получаемой с пищей, и количеством затрачиваемой энергии носит название энергетического баланса организма . Для его изучения необходимо определение энергетической ценности пищи.

Исследования показали, что каждый грамм полисахаридов и белков дает 17,2 кДж. При распаде жиров освобождается 38,96 кДж. Отсюда следует, что энергетическая ценность различных пищевых веществ неодинакова и зависит от того, какие в данном веществе содержатся питательные вещества. Так, например, энергетическая ценность орехов оказывается равной 2723,5 кДж, сливочного масла - 3322,2 кДж и т.д. Энергетическая ценность пищевых веществ не всегда совпадает с их физиологической ценностью, ибо последняя еще определяется способностью к усвоению. Пищевые вещества животного происхождения усваиваются лучше, чем растительного.

Методы определения обмена веществ.

Количество энергии, освобождающееся в организме, зависит от химических превращений веществ в нем, т.е. от обменных процессов. Отсюда следует, что количество тепла, выделенное организмом, может служить показателем обмена веществ. Определение количества тепла, т.е. количества калорий, выделенных организмом, дает всю сумму энергетических превращений в виде конечного теплового итога. Такой способ определения энергии носит название прямой калориметрии. Определение количества калорий методом прямой калориметрии производится с помощью калориметрической камеры, или калориметра. Этот метод определения энергетического баланса трудоемкий.

Все эти определения можно произвести гораздо проще, изучая газообмен. Определение количества энергии, выделенной организмом, с помощью изучения газообмена, получило название непрямой калориметрии . Зная, что все количество энергии, выделяемой в организме, есть результат распада белков, жиров и углеводов, зная также, какое количество энергии выделяется при распаде этих веществ и какое количество их подверглось распаду за определенный промежуток времени, можно вычислить количество освобождающейся энергии. Для того, чтобы определить, какие вещества подверглись в организме окислению - белки, жиры или углеводы, вычисляют дыхательный коэффициент . Под дыхательным коэффициентом понимают отношение объема выделенной углекислоты к объему поглощенного кислорода. Дыхательный коэффициент оказывается различным при окислении белков, жиров и углеводов. Суммарная формула распада углеводов выражается следующим уравнением:

(C 6 H 10 O 5) n + 6 n O 2 = 6 n CO 2 + 5 n H 2 O.

Отсюда CO 2 /O 2 = 6/6 = 1.

Для жиров дыхательный коэффициент равен 0,7.

Зная величину дыхательного коэффициента, по таблицам можно определить тепловой эквивалент кислорода , которым называют количество освобождаемой энергии на каждый литр потребленного кислорода. Тепловой эквивалент кислорода неодинаков при разных значениях дыхательного коэффициента. Для определения количества потребленного кислорода и выделенной углекислоты пользуются методом Дугласа-Холдена. Испытуемый берет в рот мундштук, нос закрывает, и весь выдыхаемый за определенный промежуток времени воздух собирается в резиновый мешок. Объем выдохнутого воздуха определяется с помощью газовых часов. Из мешка берут пробу воздуха и определяют в ней содержание кислорода и углекислого газа; вдыхаемый воздух содержит определенное их количество. Отсюда по разности в процентах вычисляют количество потребленного кислорода, выделенного углекислого газа и дыхательный коэффициент. Затем находят соответствующий его величине тепловой эквивалент кислорода, который умножают на количество литров потребленного кислорода. При этом получают величину обмена за тот промежуток времени, в течение которого производилось определение газообмена. Затем переводят эту величину на сутки.

Основной и общий обмен веществ.

Различают общий обмен веществ и обмен веществ при полном покое. Обмен веществ в покое организма называют основным . Его определяют при следующих условиях: человек получает последний раз пищу за 12 ч до опыта. Испытуемого укладывают в постель и спустя 30 мин начинают определение газообмена. В этих условиях энергия тратится на работу сердца, дыхание, поддержание температуры тела и т.д. Но эта затрата энергии невелика. Главные затраты при определении основного обмена связаны с химическими процессами, всегда имеющими место в живых клетках. Величина основного обмена составляет от 4200 до 8400 кДж в сутки для мужчин и от 4200 до 7140 кДж - для женщин.

Обмен веществ может значительно изменяться при различных условиях. Так, например, во время сна обмен оказывается значительно меньшим. Интенсивность основного обмена во время сна уменьшается на 8-10% по сравнению с исследованием во время бодрствования. Во время работы, при мышечной нагрузке, наоборот, обмен значительно увеличивается. Увеличение обмена тем значительней, чем интенсивнее была мышечная нагрузка. В связи с этим работники различных профессий тратят неодинаковое количество энергии в сутки (от 12600 до 21000 кДж). Умственная работа вызывает незначительное повышение обмена веществ: всего на 2-3%. Всякие эмоциональные возбуждения неизбежно приводят к повышению обмена веществ. Обмен веществ изменяется и под влиянием приема пищи. После приема пищи обмен возрастает на 10-40%. Влияние пищи на обмен веществ не зависит от деятельности желудочно-кишечного тракта, оно обусловлено специфическим действием пищи на обмен. В связи с этим и принято говорить о специфическо-динамическом действии пищи на обмен , понимая под этим его увеличение после принятия пищи.

Энергия поступает в виде молекул белков, жиров и углеводов пищи, где происходит ее превращение. Вся энергия переходит в тепло, которое затем выделяется в окружающую среду. Тепло - конечный результат превращения энергии, а также мера энергии в организме. Освобождение энергии в нем происходит в результате окисления веществ в процессе диссимиляции. Освобождающаяся энергия переходит в доступную для организма форму - химическую энергию макроэргических связей молекулы АТФ. Везде, где совершается работа, происходит гидролиз связей молекулы АТФ. Энергетических затрат требуют процессы обновления и перестройки тканей; энергия расходуется при функционировании органов; при всех видах сокращения мышц, при мышечной работе; энергия затрачивается в процессах синтеза органических соединений, в том числе ферментов. Энергетические потребности тканей покрываются, главным образом, за счет расщепления молекулы глюкозы - гликолиза. Гликолиз - это многоступенчатый ферментативный процесс, в ходе которого суммарно выделяется 56 ккал. Однако энергия в процессе гликолиза выделяется не одномоментно, а в виде квантов, каждый из которых составляет примерно около 7.5 ккал, что и способствует ее заключению в макроэргические связи молекулы АТФ.

Определение величины прихода и расхода энергии

Для определения величины прихода энергии в организм необходимо знать, во-первых, химический состав пищи, т.е. сколько граммов белков, жиров и углеводов содержится в пищевых средствах и, во-вторых, теплоту сгорания веществ. Теплота сгорания - это количество тепла, которое выделяется при окислении 1 грамма вещества. При окислении 1 г жира в организме выделяется 9,3 ккал; 1 г углеводов - 4,1 ккал тепла и 1 г белка - 4,1 ккал. Если пища, например, содержит 400 г углеводов, то человек может получить 1600 ккал. Но углеводы должны пройти долгий путь превращений, прежде чем эта энергия станет достоянием клеток. Организм все время нуждается в энергии, и процессы диссимиляции идут беспрерывно. В нем постоянно окисляются собственные вещества, и выделяется энергия.

Расход энергии в организме определяется двумя путями. Во-первых, это так называемая прямая калориметрия, когда в специальных условиях определяют тепло, которое организм выделяет в окружающую среду. Во-вторых, это непрямая калориметрия. Расход энергии рассчитывается на основе вычленения газообмена: определяют количество кислорода, потребленное организмом за определенное время и количество углекислого газа, выделенное за это время. Поскольку выделение энергии происходит в результате окисления веществ до конечных продуктов - углекислот газа, воды и аммиака, то между количеством потребленного кислорода, выделенной энергией и углекислым газом существует определенная взаимосвязь. Зная показания газообмена и калорический коэффициент кислорода, можно рассчитать расход энергии организма. Калорический коэффициент кислорода - это количество тепла, выделяющееся при потреблении организмом 1 литра кислорода. Если окислению подвергаются углеводы, то при поглощении 1 л кислорода высвобождается 5,05 ккал энергии, если жиры и белки - соответственно 4,7 и 4,8 ккал. Каждому из этих веществ соответствует определенная величина дыхательного коэффициента, т.е. величина отношения объема углекислого газа, выделенного за данный промежуток времени, к объему кислорода, поглощенного организмом за этот интервал времени. При окислении углеводов дыхательный коэффициент равен 1, жиров - 0,7, белков - 0,8. Поскольку расщепление различных пищевых веществ в организме происходит одновременно, величина дыхательного коэффициента может варьироваться. Ее среднее значение у человека в норме находится в пределах 0,83-0,87. Зная величину дыхательного коэффициента, можно с помощью специальных таблиц определить количество освобождающейся энергии в калориях. По величине дыхательного коэффициента можно судить и об интенсивности протекания процессов обмена веществ в целом.

Основной обмен

В клинической практике для сравнения интенсивности обмена веществ и энергии у разных людей и выявления его отклонений от нормы определяют величину «основного» обмена, т.е. минимальное количество энергии, расходуемой только на поддержание функции нервной системы, деятельности сердца, дыхательной мускулатуры, почек и печени в состоянии полного покоя. Основной обмен определяют в особых условиях - в утренние часы натощак в положении лежа при полном физическом и психическом покое, не ранее 12-15 часов после последнего приема пищи, при температуре 18-20 °С. Основной обмен - важнейшая физиологическая константа организма. Величина основного обмена составляет примерно 1100-1700 ккал в сутки, а в расчете на 1 квадратный метр поверхности тела он составляет около 900 ккал в сутки. Нарушение любого из этих условий изменяет величину основного обмена обычно в сторону его увеличения. Индивидуальные физиологические различия величины основного обмена у разных людей определяются весом, возрастом, ростом и полом - это факторы, которые определяют величину основного обмена. Основной обмен характеризует исходный уровень потребления энергии, но его нельзя рассматривать как «минимальный», так как величина основного обмена при бодрствовании несколько выше, чем в условиях сна.

Принцип измерения основного обмена

На основании многочисленных определений основного обмена у людей составлены таблицы нормальных величин этого показателя в зависимости от возраста, пола и общей поверхности тела. В этих таблицах величины основного обмена приводятся в килокалориях (ккал) на 1 м 2 поверхности тела за 1 час. Большое влияние на основной обмен оказывают изменения гормональной системы организма, особенно щитовидной железы : при ее гиперфункции основной обмен может превышать нормальный уровень на 80%, при гипофункции основной обмен может быть ниже нормы на 40%. Выпадение функции передней доли гипофиза или коры надпочечников влечет за собой снижение основного обмена. Возбуждение симпатической нервной системы , усиленное образование или введение адреналина извне увеличивают основной обмен.

Расход энергии при работе

Увеличение расхода энергии при работе называют рабочей прибавкой. Расход энергии будет тем больше, чем интенсивнее и тяжелее производимая работа. Умственный труд не сопровождается повышением энергетических затрат. Так, например, решение в уме трудных математических задач приводит к увеличению расхода энергии всего на несколько процентов. Поэтому энергетические траты в сутки у лиц умственного труда меньше, чем у лиц, занимающихся физическим трудом.

Жизнедеятельность организма обеспечивается, с одной стороны, его тесной связью с внешней средой, которая поставляет кислород и различные питательные вещества, а с другой стороны - постоянным превращением этих веществ в клетках организма.

Продукты распада питательных веществ используются для построения специфичных для каждого органа и разнообразных по своим функциям клеток и тканей. Конечные продукты превращения веществ выделяются из организма в окружающую среду, чтобы стать источником для построения растительных веществ (путем фотосинтеза) и кислорода. Совокупность этих двух процессов и определяет круговорот веществ в природе.

Поступление питательных веществ и кислорода из окружающей среды, сложные биохимические превращения их в организме в процессе усвоения и выделения конечных продуктов расщепления этих веществ во внешнюю среду определяется как обмен веществ или метаболизм, который состоит из двух процессов - катаболизма (диссимиляции) и анаболизма (ассимиляции).

Под катаболизмом (диссимиляцией) понимают процессы распада питательных веществ, которые сопровождаются освобождением энергии, заключенной в химических связях этих соединений.

Анаболизм (ассимиляция) представляет собой процессы синтеза специфических для организма веществ. Исходными соединениями для них служат промежуточные и конечные продукты катаболизма и энергия.

Эти два процесса у здорового человека находятся в состоянии строго сбалансированного равновесия.

В растущем и развивающемся организма процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции. Именно в результате этого происходит накопление веществ и рост организма. Во взрослом организме ассимиляция и диссимиляция находятся в равновесии. Однако всякое усиление деятельности организма «например, мышечная деятельность» приводит к усилению процессов диссимиляции. Поэтому, чтобы в организме сохранялось равновесие между приходом и расходом веществ и энергии, необходимо и усиление процесса ассимиляции, прежде всего увеличение наступления в организме питательных веществ. Так, например, питание спортсмена должно обеспечивать организму в 1,5-2 раза больше энергии, чем людей, не занимающихся спортом или физическим трудом.

При голодании, недостаточном и неполноценном питании, при лихорадочных состояния преобладают процессы катаболизма, при которых организм использует свои запасные вещества, что может привести к истощению и даже гибели его. В период выздоровления, во время роста и развития человека преобладает анаболизм. Патологически выраженное преобладание анаболизма может привести к ожирению, чрезмерному росту (гигантизм).

Основу обмена веществ с позиции биологии составляет огромное число биохимических реакций, которые протекают в организме, катализируются ферментами и находятся под контролем нервной системы, которая, по определению И.П. Павлова, является «распорядителем» всей деятельности организма.

Все реакции обмена веществ - это реакции ферментативные, отсюда следует, что центральная роль в обмене веществ принадлежит ферментам - наиболее активной форме беков.

Обмен веществ можно условно подразделить на внешний, включающий поступление пищевых продуктов в организм и выделение конечных продуктов распада, и промежуточный (внутренний), который охватывает все превращения питательных веществ в организме человека.

Таким образом, обмен веществ представляет собой совокупность всех биохимических реакций в живом организме под влиянием ферментов. Он слагается из белкового, жирового, углеводного, витаминного, минерального, водного обменов (рассмотрим на последующих занятиях).

Обмен веществ сопровождается высвобождением энергии и превращением её из биохимической в тепловую, механическую и другие виды, т.е. энергетическим обменом.

Рассмотрим более подробно энергетический обмен.

Пути образования и накопления энергии при распаде различных питательных веществ практически являются одинаковыми и определяют содержание таких понятий, как энергетический обмен и энергетический баланс.

Но прежде чем перейти к изучению обмена энергии, необходимо вспомнить некоторые общие положения. Откуда же берется эта энергия?

Как известно, основным носителем энергии является электрон. Получая определенное количество энергии, электроны переходят на более высокий энергетический уровень (находятся в возбужденном состоянии), что облегчает их участие в различных химических реакциях. Так, при фотосинтезе квант энергии красного света солнца, поглощённый хлорофилом, переводит электроны в возбужденное состояние и их энергия обеспечивает синтез органических веществ, что проявляется ростом растений, т.е. энергия накапливается в растительных продуктах.

Соответственно освобождение заключенной в этих продуктах энергии в организме человека происходит обратным путем. В ходе распада (окисления) веществ происходит освобождение электронов (в виде водорода), которые переходят на более низкую энергетическую орбиту, выделяют запасенную в них энергию.

Поэтому освобождение электронов (в виде водорода) из питательных веществ и использование его энергии для обеспечения различных химических процессов организма и составляет сущность энергетического обмена. Особенностью этого обмена в организме является постепенная выработка энергии и аккумулирование её в микроэнергетических (богатых энергией) соединениях типа АТФ, АДФ, ацетил - КоА (активированная ДО).

Продукты питания содержат определенный запас энергии, которая высвобождается при их расщеплении. Этот процесс можно разделить на три этапа: подготовительный: окисление до промежуточных соединений; окончательное окисление веществ до углекислого газа и воды.

На первом этапе, который включает процессы переваривания пищи, происходит расщепление высокомолекулярных соединений пищи до их мономеров: белков - до аминокислот, углеводов - до глюкозы, фруктозы и галактозы, жиров - до глицерина и карбоновых кислот. Эти процессы происходят в кишечном тракте и они направлены на подготовку материалов, необходимых в качестве источников для освобождения энергии. На этом этапе освобождается небольшое количество энергии: около 0,6% энергии углеводов и белков и 0,1% энергии жиров.

На втором этапе мономеры в клетках расщепляются в процессе биологического окисления на более простые соединения, главным образом до ацетил -КоА, который иначе называется активированной уксусной кислотой (моносахариды, глицерин, карбоновые кислоты, большинство аминокислот) и двух карбоновых кислот: - кетоглютаровую кислоту (глютаминовая кислота, гистидин, аргинин и т.д.) и щавелево-уксусную кислоту (аспарагиновая кислота, тирозин, фенилаланин). Эти вещества представляют собой основной энергетический материал.

На втором этапе освобождается около 30% энергии.

Третий этап - это этап окончательного расщепления веществ до углекислого газа и воды с участием кислорода. На этом этапе происходит окисление веществ, образовавшихся на втором этапе. Этот процесс происходит в цикле Кребса (цикл трикарбоновых кислот) см. рис. 2.

Цикл Кребса представляет собой замкнутую систему ферментативных реакций окисления ацетил - КоА. Все реакции в цикле Кребса отличаются строгой последовательностью. (Кребс Ханс Адольф, 1900-1981 г., английский биохимик, по происхождению немец, описал цикл трикарбоновых кислот, за что в 1953 году ему была присуждена Нобелевская премия).

Этот цикл характеризуется замкнутостью, т.е. начальным и конечным продуктом является щавелево-уксусная кислота, первой реакцией является синтез лимонной кислоты, последней реакцией является синтез щавелево-уксусной кислоты.

В цикле Кребса происходит полное окисление веществ с образованием углекислого газа и с освобождением водорода. Получающийся водород частично используется для синтеза углеводов и жиров, но основное его количество используется организмом для реакции окисления, которые называются цепью биохимического окисления. В результате этих реакций образуется вода и энергия (около 70% всей энергии вещества), которая частично расходуется в виде тепла, а частично запасается в фосфатных связях, которые, как известно, называются макроэргическими. Соответственно вещества с такой связью называются макроэргическими. Расчетным путем установлено, что при расщеплении одной молекулы ацетил - КоА до воды и углекислого газа образуется 12 молекул АТФ.

Вывод: таким образом, цикл Кребса является не только центральным «метаболическим котлом», где встречаются и перекрещиваются все виды обмена веществ, но и главным поставщиком энергии, необходимой организму дя поддержания жизнедеятельности и осуществления различных физиологических функций.

Опытным путем установлено, что при окислении в организме человека одного грамма белков или углеводов освобождается 4,0 ккал энергии, а при окислении одного грамма жиров - 9,0 ккал.

Свободная энергия для организма может поступать лишь с пищей. Она аккумулирована в сложных химических связях белков, жиров и углеводов. Для того, чтобы освободить эту энергию, питательные вещества вначале подвергаются гидролизу, а потом - окислению в анаэробных или аэробных условиях.

В процессе гидролиза, который осуществляется в желудочно-кишечном тракте, высво­бождается незначительная часть свободной энергии (менее 0,5%). Она не может быть ис­пользована для нужд биоэнергетики, т. к. не аккумулируется макроэргами типа АТФ. Она превращается лишь в тепловую энергию (первичную теплоту), которая используется орга­низмом для поддерживания температурного гомеостаза,

2-й этап высвобождения энергии - это процесс анаэробного окисления. В частности, таким способом высвобождается около 5% всей свободной энергии из глюкозы при окисле­нии до молочной кислоты. Эта энергия, однако, аккумулируется макроэргом АТФ и ис­пользуется на совершение полезной работы, например, для мышечного сокращения, для работы натрий-калиевого насоса, но, в конечном итоге, она тоже превращается в теплоту, которая называется вторичной теплотой.

3-й этап- основной этап высвобождения энергии - до 94,5% всей энергии, которая способна высвободиться в условиях организма. Осуществляется этот процесс в цикле Кребса: в нем происходит окисление пировиноградной кислоты (продукт окисления глюкозы) и ацетилкоэнзима А (продукт окисления аминокислот и жирных кислот). В процессе аэроб­ного окисления свободная энергия высвобождается в результате отрыва водорода и перено­са его электронов и протонов по цепи дыхательных ферментов на кислород. При этом осво­бождение энергии идет не одномоментно, а постепенно, поэтому большую часть этой сво­бодной энергии (примерно 52-55%) удается аккумулировать в энергию макроэрга (АТФ). Остальная часть в результате «несовершенства» биологического окисления теряется в виде первичной теплоты. После использования свободной энергии, запасенной в АТФ, для со­вершения полезной работы она превращается во вторичную теплоту.



Таким образом, вся свободная энергия, которая высвобождается при окислении пита­тельных веществ, в конечном итоге, превращается в тепловую энергию. Поэтому замер количества тепловой энергии, которую выделяет организм, является методом определения энерготрат организма,

В результате окисления глюкоза, аминокислоты и жирные кислоты в организме превраща­ются в углекислый газ и воду. Если в специальном сосуде (калориметрическая бомба Бертло) сжигать белки, углеводы и жиры в атмосфере кислорода до этих же конечных продуктов, то


высвобождается следующее количество энергии: при сжигании 1 г белка - 5,4 ккал, при сжи­гании 1г жира - 9,3 ккал, при сжигании 1г углеводов - 4,1 ккал. Эти величины получили название «калорических эквивалентов». В условиях организма калорические эквиваленты 1 г углеводов и 1 г жира такие же, как и в калориметрической бомбе, так как сжигание проис­ходит до тех же конечных продуктов, т. е. до СО 2 и Н 2 О.

Согласно закону Гесса, термодинамический эффект реакции, приведшей к образованию од­них и тех же продуктов, одинаков и не зависит от промежуточных стадий превращений. Для белка в условиях организма калорический эквивалент ниже, чем в бомбе - 4,1, а не 5,4 ккал/г, так как белок в организме окисляется неполностью, часть его покидает организм в виде мочеви­ны, аммиака, аммония.

Итак, в условиях организма при окислении 1г белка высвобождается 4,1 ккал, при этом на окисление расходуется 0,966 л кислорода и выделяется 0,777л СОг:

1г белка + 0,966л О 2 = 4,1 ккал + 0,777л СО 2

Из этой реакции вытекает, что если в организме окисляется белок и на это расходуется 1л кислорода, то должно высвобождаться 4,6 ккал. Эта величина получила название кало­рический коэффициент кислорода, или калорический эквивалент кислорода (КЭК). Бели рассчитать отношение объема углекислого газа к объему кислорода, то оно равно 0,777/ 0,966 = 0,8. Эта величина называется дыхательным коэффициентом (ДК).

Если в условиях организма окисляется 1 г углеводов, то реакцию можно записать следу­ющим образом:

1г углеводов + 0,833л Ог = 4,1ккал + 0,833л СО 2

Таким образом, если на окисление идут только углеводы, то при потреблении 1 л кисло­рода высвобождается 5,05 ккал, а дыхательный коэффициент равен 0,833/0,833 =1.

При окислении 1г жира:

1 г жира + 2,019л О 2 - 9,3ккал + 1,413л СОг

Таким образом, если в организме окисляются только жиры и использован 1л кислорода, то при этом выделится 4,69 ккал. Величина ДК при окислении жиров составляет 1,413/ 2,019=0,7.

Когда в организме одновременно окисляются жиры, белки, углеводы, то ДК может ко­лебаться от 0,7 (окисление только одних жиров) до 1,0 (окисление одних углеводов), а в среднем-0,85. При ДК, равном 0,85, при сжигании 1л кислорода высвобождается 4,862ккал.

Приведенные расчеты показывают, что знание объема потребленного кислорода и вы­дохнутого углекислого газа (например, за 1 минуту) позволяет определить на основе вы­числения ДК - что окисляется (белки? жиры? углеводы?) и тем самым определить калори­ческий эквивалент кислорода, а на его основе рассчитать количество освобождаемой энер­гии. Например, человек за 1 минуту поглотил 0,250л кислорода, выдохнул 0,212л углекис­лого газа. Следовательно, ДК = 0,212/0,250 = 0,85. Калорический эквивалент кислорода при ДК, равном 0,85, согласно расчетам и экспериментальным данным, составляет 4,862 ккал/л кислорода. Тогда при потреблении 0,250 л кислорода выделится 0,250 х 4,862 = 1,22ккал. Так как в нашем примере замеры были сделаны в рассчете на 1 минуту, то ско­рость высвобождения энергии в данном случае составляет 1,22 ккал/мин. Вели допустить, что на протяжении часа (суток) потребление кислорода будет таким же, а величина ДК - на уровне 0,85, то этот расчет можно экстраполировать на час (60 х 1,22 ккал = 73,2 ккал/час) или на сутки (24 х 60 х 1,22 = 1756,8 ккал/сутки).

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭНЕРГОТРАТ

Существуют два варианта методов: прямой и косвенной биокалориметрии. Второй ме­тод, в свою очередь, подразделяется на два подтипа: метод полного и неполного газового анализа.

Прямая биокалориметрия заключается в измерении потока тепловой энергии, которую организм выделяет в окружающую среду (например, за 1 час или за сутки). С этой целью


используются калориметры - специальные камеры (кабины), в которые помещают челове­ка или животное. Стенки калориметра омывает вода. О количестве выделенной энергии судят по величине нагрева этой воды.

Метод точный, но неудобен в эксплуатации. Выполнив свою роль как метод-родона­чальник, он позволил использовать метод косвенной биокалориметрии.

Косвенная биокалориметрня основана на принципах, изложенных выше, - на основе данных о количестве потребленного кислорода и выделенного углекислого газа, расчета величины ДК и соответствующего калорического эквивалента кислорода. При наличии све­дений об объемах поглощенного кислорода и выдохнутого углекислого газа метод косвен­ной биокалориметрии называется «полный газовый анализ». Для его выполнения необходи­ма аппаратура, позволяющая определить объем кислорода и объем углекислого газа. В класси­ческой биоэнергетике с этой целью использовался мешок Дугласа, газовые часы (для определе­ния объема выдохнутого за определенный период времени воздуха), а также газоанализатор Холдена, в котором существуют поглотители для углекислого газа (КОН) и кислорода (пирога-лол), что позволяет оценить процентное содержание О 2 и СО 2 в исследуемой пробе воздуха. На основе расчетов оценивается объем поглощенного кислорода и выдохнутого углекислого газа.

Например, испытуемый за 1 минуту выдохнул в мешок Дугласа 8 л воздуха. В атмо­сферном воздухе содержание кислорода равно 20,9%, в выдыхаемом - 15,9%. Следова­тельно, испытуемый поглотил за 1 минуту 8 х (20,9%-15,9%)/100 * 0,4 л кислорода. Про­цент углекислого газа соответственно составил 0,3% и 4,73%. Тогда объем выдохнутого углекислого газа составил 8 х (4,73 - 0,03) /100 = 0,376 л СО 2 .

Исходя из этих данных получаем: ДК « 0,376 / 0,400 = 0,94.

В этом случае калорический эквивалент кислорода (КЭК) равен 4,9 ккал/л. Следова­тельно, за 1 минуту испытуемый выделил (или затратил) 0,4л (л х 4,9 ккал = 1,96 ккал.

В последние годы техника анализа содержания кислорода и углекислого газа претерпе­ла изменения, появились автоматические газоанализаторы. Так, например, прибор «Спиро-лит» позволяет одновременно автоматически определить объем потребленного кислорода и объем выдохнутого углекислого газа.

Однако в большинстве случаев имеющиеся в медицине приборы не позволяли оценить объем выдыхаемого углекислого газа, в то время как объем поглощенного кислорода с по­мощью этих приборов определяется. Например, прибор «Метатест». Поэтому в клиничес­кой и физиологической практике широко используется второй вариант метода косвенной биокалориметрии - неполный газовый анализ. В этом случае определяется лишь объем поглощенного кислорода. Поэтому расчет ДК невозможен. Условно принимают, что в ор­ганизме окисляются углеводы, белки, жиры. Поэтому ДК = 0,85, для которого калоричес­кий эквивалент кислорода равен 4,862 ккал/л.

Транскрипт

1 Часть 1 (А 1 А 10) Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек» 1 вариант. При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ А 1. Какие кости в скелете человека соединены неподвижно? 1.плечевая кость и локтевая; 2. рёбра и грудина; 3. мозгового отдела черепа; 4. грудного отдела позвоночника. А 2. При свёртывании крови 1.гемоглобин превращается в оксигемоглобин; 2. Растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин; 3. Образуются гормоны и другие, биологически активные вещества; 4. Уменьшается содержание гемоглобина в крови. А 3. К возникновению близорукости может привести 1.повышение уровня обмена веществ; 2. чтение текста лёжа; 3. повышенная возбудимость нервной системы; 4. чтение текста на расстоянии см от глаз. А 4. Внутренняя среда организма образована 1.клетками тела; 2. органами брюшной полости; 3. кровью, межклеточной жидкостью, лимфой; 4. содержимым желудка и кишечника. А 5. К освобождению энергии в организме приводит 1.образование органических соединений; 2. диффузия веществ через мембраны клеток; 3. окисление органических веществ в клетках тела; 4. разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина. А 6. Какими свойством обладают нервная и мышечная ткани? 1.проводимостью; 2. сократимостью; 3. возбудимостью; 4. воспроизведением. А 7.Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется 1.тканевым дыханием; 2. биосинтезом; 3. лёгочным дыханием; 4. транспортом газов. А 8. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии 1.слизь; 2. инсулин; 3. желчь; 4. соляная кислота. А 9. Концентрация глюкозы в крови нарушается при недостаточной функции 1.щитовидной железы; 2. надпочечников; 3. поджелудочной железы; 4. гипофиза. А 10. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в 1.наложении шины; 2. наложения жгута; 3. обработка раны йодом; 4. воздействием холодом. Часть 2. При выполнении заданий В1 В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу. В 1. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой

2 1.состоит из многоядерных волокон; 2. состоит из вытянутых клеток с овальным ядром; 3. обладает большей скоростью и энергией сокращения; 4. составляет основу скелетной мускулатуры; 5. располагается в стенках внутренних органов; 6. сокращается медлен, ритмично, непроизвольно. В 2. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь 1.глюкозы; 2. аминокислот; 3. глицерина; 4 гликогена; 5. клетчатки; 6. гормонов. В 3. В среднем ухе расположены 1.ушная раковина; 2. улитка 3. молоточек; 4. вестибулярный аппарат; 5. наковальня; 6. стремечко. В 4 При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов. Характеристика Вид иммунитета 1. передаётся по наследству, врождённый. А. естественный 2. возникает под действием вакцин. Б. искусственный. 3. приобретается при введении в организм лечебной сывороткой. 4. формируется после перенесённого заболевания. 5. различаю активный и пассивный Часть 3. На задание С дайте полный развёрнутый ответ. С. Какая существует связь между органами кровообращения, дыхания и пищеварения? Дополнительное задание. Установите, в какой последовательности звуковые колебания должны передаваться к рецепторам слухового анализатора. А) наружное ухо. Б) перепонка овального окна. В) слуховые косточки. Г) барабанная перепонка. Д) жидкость в улитке. Е) слуховые рецепторы.


3 Часть 1 (А 1 А 10) Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек» 2 вариант. При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ А 1. Какая кровь у млекопитающих животных и человека течёт в венах большого круга кровообращения 1.насыщенная углекислым газом; 2. насыщенная кислородом; 3.артериальная; 4. смешанная. А 2. Наложение шины на сломанную конечность 1.уменьшает её отёк; 2. замедляет кровотечение; 3. предупреждает смещение сломанных костей; 4. препятствует проникновению микроорганизмов в место перелома. А 3. У человека в связи с прямохождением в процессе эволюции 1.сформировался свод стопы; 2. когти превратились в ногти; 3. срослись фаланги пальцев; 4. большой палец противопоставляется всем остальным. А 4. Какая наука изучает процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека? 1.анатомия; 2. физиология; 3. экология; 4. гигиена. А 5.Кровь, лимфа и межклеточное вещество разновидности ткани 1.нервной; 2. мышечной; 3. соединительной; 4. эпителиальной. А 6. Выделительную функцию в организме человека и млекопитающих животных выполняют 1.почки, кожа и лёгкие; 2. толстая и прямая кишка; 3. печень и желудок; 4. слюнные и слёзные железы. А 7.Артериальная кровь у человека превращается в венозную в 1.печёночной вене; 2. капиллярах малого круга кровообращения; 3. капиллярах большого круга кровообращения; 4. лимфатических сосудах. А 8. Первичная моча это жидкость, поступившая 1.из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца; 2. из полости почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды; 3. из нефрона в почечную лоханку; 4. из почечной лоханки в мочевой пузырь. А 9. Дышать следует через нос, так как в носовой полости 1.происходит газообмен; 2. образуется много слизи; 3. имеются хрящевые полукольца; 4. воздух согревается и очищается. А 10. Нервным импульсом называют 1.электрическую волну, бегущую по нервному волокну; 2. длинный отросток нейрона, покрытый оболочкой; 3. процесс сокращения клетки; 4. процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата.


4 Часть 2. При выполнении заданий В1 В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу. В 1. По артериям большого круга кровообращения у человека течёт кровь 1.от сердца; 2. к сердцу; 3. насыщенная углекислым газом; 4. насыщенная кислородом; 5. быстрее, чем в других кровеносных сосудах; 6. медленнее, чем в других кровеносных сосудах. В 2. Витамины это органические вещества, которые 1.оказывают сильное влияние на обмен веществ в ничтожно малых количествах; 2. влияют на превращение глюкозы в гликоген; 2. входят в состав ферментов; 4. уравновешивают процессы образования и отдачи тепла; 5. являются в организме источником энергии; 6. поступают, как правило, в организм вместе с пищей. В 3. К центральной нервной системе относят 1.чувствительные нервы; 2. спинной мозг; 3. двигательные нервы; 4. мозжечок; 5. мост; 6. нервные узлы. В 4 При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов. Строение и функции Отростки нейрона 1. обеспечивает проведение сигнала к телу А. аксон. нейрона 2. снаружи покрыт миелиновой оболочкой. Б. дендрит. 3. короткий и сильно ветвится. 4. участвует в образовании нервных волокон. 5. обеспечивает проведение сигнала от тела нейрона Часть 3. На задание С дайте полный развёрнутый ответ. С. Какие особенности строения кожи способствуют снижению температуры тела? Дополнительное задание. Установите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения у человека. А) левый желудочек. Б) капилляры. В) правое предсердие. Г) артерии. Д) вены. Е) аорта.


5 Часть 1 (А 1 А 10) Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек» 3 вариант. При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ А 1. Дыхание обеспечивает организм энергией за счёт 1.синтез органических веществ; 2. окисление органических веществ; 3. поглощения солнечной энергии; 4. круговорота веществ. А 2. Барьерная роль печени в организме человека состоит в том, что в ней 1.образуется желчь; 2. обезвреживаются ядовитые вещества; 3. образуется гликоген; 4. гликоген превращается в глюкозу. А 3.Причина непрерывного движения крови по сосудам 1.высокое давление в артериях и низкое в венах; 2. одинаковое давление в артериях и венах; 3. увеличение давления при движении крови по сосудам от артерий к венам; 4. высокое кровяное давление в капиллярах по сравнению с артериями. А 4. Для оказания первой доврачебной помощи при переломе костей конечности пострадавшему надо 1.наложить жгут выше места перелома; 2. сделать холодный компресс; 3. наложить давящую повязку; 4. зафиксировать повреждённую конечность с помощью шины. А 5. По чувствительному нерву нервные импульсы направляются 1.из головного мозга в спинной; 2. из спинного мозга в головной; 3. в центральную нервную систему; 4. к исполнительному органу. А 6. Утолщённая стенка левого желудочка сердца обеспечивает передвижение крови 1.по малому кругу кровообращения; 2. по большому кругу кровообращения; 3. из левого предсердия в левый желудочек; 4. из правого предсердия в левое предсердие. А 7. Вакцина содержит 1.яды, выделяемые возбудителями; 2. ослабленных возбудителей; 3. готовые антитела; 4. убитых возбудителей. А 8. В свёртывании крови участвуют 1.эритроциты; 2. лимфоциты; 3. лейкоциты; 4. тромбоциты. А 9. Кожа выполняет выделительную функцию с помощью 1.волос; 2. капилляров; 3. потовых желез; 4. сальных желез. А 10. В сером веществе спинного мозга расположены 1.тела вставочных и двигательных нейронов; 2. длинные отростки двигательных нейронов; 3. короткие отростки чувствительных нейронов; 4. тела чувствительных нейронов.


6 Часть 2. При выполнении заданий В1 В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу. В 1. Неправильная осанка может привести к 1.смещению и сдавливанию внутренних органов; 2. нарушению кровоснабжения внутренних органов; 3. растяжению связок в тазобедренном суставе; 4. нарушению мышечного и связочного аппарата стопы; 5. деформации грудной клетки; 6. увеличению содержания минеральных веществ в костях. В 2. Поджелудочная железа в организме человека 1.участвует в иммунных реакциях; 2. образует клетки крови; 3. является железой внутренней секреции; 4. образует гормоны; 5. выделяет желчь; 6. выделяет пищеварительные ферменты. В 3. Людям необходима растительная пища, так как в ней содержится 1.все аминокислоты, необходимые для синтеза белков; 2. все жирные кислоты, необходимые для организма; 3. много витаминов и минеральных веществ; 4. антитела и различные ферменты; 5. клетчатка и другие вещества, улучшающие работу кишечника; 6. гормоны роста, необходимые человеку. В 4. При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов. Характеристика Тип желез 1. имеются выводные протоки. А. внешней секреции. 2. отсутствуют выводные протоки Б. внутренней секреции. 3. выделят секрет в кровь. 4. выделяют секрет в полости тела или органов. 5. выделяют секрет на поверхность тела Часть 3. На задание С дайте полный развёрнутый ответ. С. Какие особенности строения эритроцитов связаны с их функциями? Дополнительное задание. Установите, в какой последовательности осуществляется преломление лучей света в оптической системе глаза человека. А) хрусталик Б) роговица В) зрачок Г) палочки и колбочки Д) стекловидное тело


7 Часть 1 (А 1 А 10) Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек» 4 вариант. При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ А 1. Согревание воздуха в дыхательных путях происходит благодаря тому, что 1.их стенки выстланы ресничным эпителием; 2.в их стенках располагаются железы, выделяющие слизь; 3. в их стенках разветвляются мелкие кровеносные сосуды; 4. у человека в лёгких воздух поступает медленно. А 2. Скопление тел нейронов вне центральной нервной системы образуют 1.нервы; 2. нервные узлы; 3 спинной мозг; 4. вегетативную нервную систему. А 3. Рефлексы в организме животного и человека осуществляются с помощью 1.ферментов; 2. гормонов; 3. витаминов; 4. рефлекторных дуг. А 4. Значение дыхания состоит в обеспечении организма 1.энергией; 2. строительным материалом; 3. запасными питательными веществами; 4. витаминами. А 5. Мягкую ткань между телом и шиной помещают для того, чтобы 1. шина не давила на повреждённый участок и не вызывала боли; 2. избежать инфицирования места перелома; 3. согреть повреждённую часть тела; 4. к повреждённому участку тела поступало больше кислорода. А 6. Затылочная кость соединяется с теменной 1.подвижно; 2. неподвижно; 3. полуподвижно; 4. с помощью сустава. А 7. Отсутствие витаминов в пище человека приводит к нарушению обмена веществ, так как они участвуют в образовании 1. углеводов; 2. нуклеиновых кислот; 3. ферментов; 4. минеральных солей. А 8. Проводниковая часть зрительного анализатора 1.сетчатка; 2. зрачок; 3. зрительный нерв; 4. зрительная зона коры головного мозга. А 9. Лейкоциты человека, в отличие от эритроцитов, 1.передвигаются пассивно с током крови; 2. способны активно передвигаться; 3. не могут проникать сквозь стенки капилляров; 4. передвигаются с помощью ресничек. А 10. Самое высокое давление крови у человека в 1.капиллярах; 2. крупных венах; 3. аорте; 4. мелких артериях. Часть 2. При выполнении заданий В1 В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу. В 1. Какие конечные продукты образуются при окислении белков в клетках тела? 1.аминокислоты; 2. глюкоза; 3. глицерин; 4. вода; 5. углекислый газ; 6. аммиак.


8 В 2.Что происходит в организме человека после предупредительной прививки? 1.антитела сыворотки уничтожают микробы; 2. в организме вырабатываются ферменты; 3. организм заболевает в лёгкой форме; 4. в организме образуются антитела; 5. происходит свёртывание крови; 6. погибают возбудители заболеваний. В 3.Какие особенности организма человека играют важную роль в сохранении постоянной температуры тела? 1.снабжение клеток тела артериальной кровью; 2. наличие потовых желез; 3. развитие коры головного мозга; 4. усложнение строения органов чувств; 5. интенсивный обмен веществ; 6. усложнение строения органов пищеварения. В 4. При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов. Процесс пищеварения. Отдел пищеварительного канала. 1. обработка пищевой массы желчью. А. желудок. 2. первичное расщепление белков. Б. тонкая кишка. 3. интенсивное всасывание питательных В. толстая кишка веществ ворсинками. 4. расщепление клетчатки. 5. завершение расщепления белков, углеводов, жиров Часть 3. На задание С дайте полный развёрнутый ответ. С. Почему человек слепнет, если у него нарушены функции зрительного нерва? Дополнительное задание. Установите, в какой последовательности надо расположить кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них кровяного давления. А) вены Б) аорта В) артерии Г) капилляры.


9 Ответы к контрольным работам. 1 вариант. А1-3 А7-3 В1 256 А2-2 А8-4 В2 123 А3 2 А9-3 В3 356 А4 3 А10 2 В4 1А 2Б 3Б 4А 5АБ А5 3 Дополнительное задание А6 3 А Г В Б Д Е 2 вариант. А1-1 А7-3 В1 145 А2-3 А8-1 В2 126 А3 1 А9-4 В3 245 А4 2 А10 1 В4 1Б 2А 3Б 4А 5А А5 3 Дополнительное задание А6 1 А Е Г Б Д В 3 вариант. А1-2 А7-2 В1 125 А2-2 А8-4 В2 345 А3 1 А9-3 В3 135 А4 4 А10 1 В4 1А 2Б 3Б 4А 5А А5 3 Дополнительное задание А6 2 Б В А Б Д Г 4 вариант. А1-3 А7-3 В1 456 А2-2 А8-3 В2 346 А3 4 А9-2 В3 245 А4 1 А10 3 В4 1Б 2А 3Б 4В 5Б А5 1 Дополнительное задание А6 2 Б В А Г



В-2 Вариант 2 Ответы 8 класс Часть А При выполнении заданий А1 А15 выберите один правильный ответ. А1. Процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека, изучает: 1) анатомия; 2) физиология;

Переводной экзамен по биологии для 8 класса (Демонстрационная версия) Вариант 1 Часть 1 При выполнении заданий А1 А10 выберите один правильный ответ. А1. В скелете человека неподвижно соединены следующие

В-1 Итоговый контроль знаний по биологии в форме ЕГЭ 8 класс 1 вариант При выполнении заданий А1 А15 выберите один правильный ответ. Часть А А1. Особенность строения клеток эпителиальной ткани: 1) Клетки

Промежуточная аттестация по биологии за курс 8 класса демоверсия вариант 1 Часть 1. Выбери один верный ответ 1. Основная функция митохондрий - это синтез: 1) АТФ 2) белка 3) углеводов 4) клетчатки 2.Ткань,

Входная контрольная работа по биологии 9 класс 1 вариант 1. Кровь относится к типу тканей: А) соединительная Б) нервная В) эпителиальная Г) мышечная 2. К мышцам таза относятся А) ягодичные Б) икроножные

Экзаменационные материалы промежуточной аттестации по биологии для 8 класса Составил: учитель биологии МБОУ СОШ с.иваниха СафоноваЛ.П. Пояснительная записка Тестовые задания составлены на основе рабочей

Итоговая контрольная работа по биологиидля 8 класса 1 вариант 1. К какой группе тканей относится кровь и лимфа?) соединительная;) нервная;) мышечная;) эпителиальная. 2. Чем образовано серое вещество

БЛОК 5 Человек и его здоровье. 1. Назовите части малого круга кровообращения: 1) левый желудочек 2) правый желудочек 3) правое предсердие 4) левое предсердие 5) кровеносные сосуды органов брюшной полости

Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по биологии обучающихся 8-го класса 1 вариант. ЧастьА. Задания с выбором одного верного ответа из четырех.

Промежуточная аттестация по биологии в 8 классе п/п Тема 1 Науки, изучающие человека. 2 Систематическое положение человека 3 Строение животной клетки 4 Ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная).

Задания B5 по биологии 1. Установите соответствие между особенностями строения и функций кровеносных сосудов человека и видами сосудов. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ А) самые упругие сосуды Б) выдерживают

1 Организм человека (установление соответствия) Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных

I четверть Основной учебник: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2010. 1. Выделите неорганические соединения клетки: а)

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 8 класса. Демоверсия 1 вариант Часть А. Задания с выбором одного верного ответа 1. Человек в системе органического мира 1) представляет собой особый отряд

ТЕМА «Пищеварительная система» 1. В каком отделе пищеварительного канала человека всасывается основная масса воды 1) желудке 2) пищеводе 4) толстой кишке 2. В каком отделе кишечника человека происходит

ФИ обучающегося Школа Класс Дата выполнения Демонстрационный вариант региональной проверочной работы по биологии 8 класс Инструкция по выполнению работы Проверочная работа включает в себя 6 заданий. На

Итоговый тест по биологии за курс 8 класса ВАРИАНТ 1. Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех предложенных: 1.Слюна человека содержит фермент, который расщепляет 1. крахмал 2. жиры 3. белки 4. белки,

Демонстрационный вариант аттестационной работы по биологии Часть 1 Задания с выбором одного верного ответа из четырех А1 Обмен веществ и превращение энергии это признак, 1) характерный для тел живой и

2. НЕРВНАЯ СИСТЕМА 20 1. Из чего построена нервная ткань? а) из нейронов; б) из эпителиальных клеток; в) из эритроцитов; г) из межклеточного вещества. 2. Где наиболее полно описываются основные свойства

Демоверсия итоговой контрольной работы по биологии за курс 8 класса В тестах представлены разнообразные задания по темам: Часть А содержит 27 заданий с выбором одного верного ответа из четырех базового

Тест «Пищеварение» Выберите правильный ответ. 1. Питательные вещества выполняют следующие функции: а) строительную и энергетическую б) строительную и двигательную в) двигательную и энергетическую г) регуляторную

ТЕМА «Задания на сопоставление» 1. Установите соответствие между функцией нейрона и его видом: чувствительные (1), вставочные (2) либо двигательные (3) А) преобразуют раздражения в нервные импульсы Б)

Общее знакомство с организмом человека 1. Что такое ткань (определение)? 2. Какие виды тканей различают в организме человека? 3. Перечислите разновидности эпителиальной ткани. 4. Перечислите разновидности

Спецификация проверочных материалов для оценки качества подготовки по биологии обучающихся 8 класса 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится с целью определения уровня усвоения

Биология Программа подготовки для поступающих к вступительным испытаниям 2015-2016 учебного года Москва, 2014 БИОЛОГИЯ Программа вступительных испытаний по биологии разработана для абитуриентов психологического

Спецификация диагностической работы по биологии для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится 15 марта 2018 г.

ТЕМА «Нервная система» 1. Какую функцию в организме человека и животного выполняет нервная клетка 1) двигательную 2) защитную 3) транспорта веществ 4) проведения возбуждения 2. В каком отделе мозга расположен

Переводной экзамен по БИОЛОГИИ Инструкция по выполнению работы ВАРИАНТ 1 На выполнение экзаменационной работы по биологии даѐтся 2 часа (120 минут). Вариант включает в себя 26 заданий и состоит из трѐх

Пояснения к демоверсии переводной проверочной работы При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания,

2017-2018 учебный год Демонстрационный вариант Промежуточной аттестации по БИОЛОГИИ для обучающихся 8 классов МБОУ СШ 31» в 2017-2018 году Пояснения к демонстрационному варианту При ознакомлении с Демонстрационным

Контрольная работа по теме «Кровь и кровообращение» Вариант 1 Уровень А Выберите один правильный ответ 1. В каком процессе принимают участие тромбоциты? а) свертываемость б) транспорт кислорода в) иммунитет

На дом: 3 Глава I. Организм человека и его строение Тема: Ткани. Типы тканей и их свойства Задачи: Изучить четыре типа тканей, особенности и функции Пименов А.В. Ткани. Эпителиальная ткань Ткань это группа

Спецификация диагностической работы по биологии для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится 28 марта 2018 г.

ТЕМА «Кровь» 1. К белкам крови относится 1) трипсиноген 2) гликоген 3) пепсиноген 4) фибриноген 2. Исключите лишнее: 1) тромбоциты 2) остеоциты 4) лимфоциты 3. Кровь человека от крови лягушки можно отличить

БИОЛОГИЯ, 8 КЛАСС ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ I ВАРИАНТ ЗАДАНИЕ А. Выбрать из предложенных вариантов ответов один правильный. 1.Самая крупная артерия называется: 1.Легочная артерия. 2.Сонная артерия. 3.Аорта. 2.Голосовые

Работа 2 Вариант 1 Опорно-двигательная система. Скелет 1. В таблице между позициями первого и второго столбцов имеется определенная связь. Объект Нейрон Свойство Обеспечивает рост кости в толщину Обладает

Демоверсия. Промежуточный мониторинг. Человек. Вопрос Варианты ответа Правильный ответ Выберите один правильный ответ из предложенных: 1 1 Влияние физической нагрузки на работоспособность и наступление

Биология 8 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ОГЭ-9 по БИОЛОГИИ по теме «Человек и его здоровье» Инструкция по выполнению работы На выполнение

8класс Банк заданий Биология П4 база. Задание 1 Кожа Во влажном воздухе человек чувствует себя хуже, чем в сухом, т.к. 1) Образуется меньше пота 2) кровь медленнее двигается по капиллярам затрудняется

Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 2014 г. ЧАСТ 1 К каждому из заданий 1 10 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком. Инструкция по выполнению

Контрольная работа 1 за I полугодие. I вариант. Тест. частьа. I.Выберите правильный ответ. 1.Какую из функций кровь не выполняет1) секреторную 2) гуморальную 3) выделительную 4) защитную 2 Что вызывает

Биология 8 класс Учебник: Н.И. Сонин, Н.Р. Сапин «Биология. Человек» Учитель Куклина И.А. Контрольная работа 1 полугодие Задания группы А. Выберите один правильный ответ. (По 1 баллу) 1. Наука о строении

Диагностическая работа. Класс- 8. Предмет биология Вариант 1. Инструкция по выполнению заданий Части 1: к каждому из заданий приведены 4 варианта ответа. Прочитайте вопрос и выберите один из предложенных

ОБРАЗЕЦ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В 10-ый КЛАСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Вариант 2. 1. Социальная природа человека проявляется в: 1) приспособленности к прямохождению 2)

ТЕМА «Кровообращение» 1. Куда поступает артериальная кровь из малого круга кровообращения? 1) в левый желудочек 2) в левое предсердие 3) в аорту 4) в лёгочную артерию 2. В лёгочной артерии человека кровь

ТЕМА «Эндокринная система» 1. Колебания содержания сахара в крови и моче человека свидетельствуют о нарушениях деятельности 1) щитовидной железы 2) поджелудочной железы 2. Гормоны в отличие от ферментов

Тест по биологии Функции органов выделения 8 класс 1 вариант 1. Что такое выделение? А. Поступление пищеварительных соков в кишечник Б. Отдача тепла из организма во внешнюю среду В. Удаление каловых масс

Спецификация Диагностической работы по биологии для 8-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы март 2016 года 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится с целью определения

Описание контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации 8 класс 1. Документы, определяющие содержание проверочной работы Содержание и структура проверочной работы определяются

Кр по биологии 8 класс >>> Кр по биологии 8 класс Кр по биологии 8 класс В пищеварительном тракте белки расщепляются до аминокислот б нуклеотидов в глюкозы г глицерина А10 Гипофункция гипофиза: а карликовость

Глава IV. Кровообращение На дом: 18 Тема: Движение крови и лимфы Задачи: Изучить строение и функции кровеносных сосудов, круги кровообращения и лимфообращение Пименов А.В. Кровеносные сосуды Стенки сосудов

Биология 8 класс Учебник: Учебник: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. 8 класс. Москва «Дрофа» В 1 полугодии учащийся должен изучить темы: (1-32) Тема 1. Координация и регуляция. Тема 2. Анализаторы.

Биология Диагностические тематические работы предназначены для контроля освоения крупных содержательных разделов курса (рубежного контроля), а также могут использоваться в период предэкзаменационной подготовки.

8класс Биология П2 база Задание 1 Внутреннюю среду обитания организма составляют: Выберите один из 3 вариантов ответа: кровь, желчь, межклеточное вещество кровь, тканевая жидкость, цитоплазма клеток кровь,

Часть 1. Выберите один правильный вариант ответа. Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс. Вариант 1. А1. Определить различия в частоте пульса при физических нагрузках и в состоянии покоя можно

ТЕМА «Высшая нервная деятельность. Рефлекс» 1. Человек, в отличие от животных, услышав слово, воспринимает 1) высоту составляющих его звуков 2) направление звуковой волны 3) степень громкости звука 4)

Биология 8 класс. Демонстрационный вариант 2 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 2 по подготовке к ОГЭ-9 по БИОЛОГИИ по теме «Человек и его здоровье» Инструкция по выполнению работы На выполнение

428 ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ Введение... 3 Глава 1. Основные этапы индивидуального развития человека... 5 Пренатальный онтогенез... 6 Постнатальный онтогенез... 14 Глава 2. Cтроение тела человека... 22 Клетка:

Задания по анатомии, физиологии и гигиене человека в ходе ЕГЭ 2002-2008 годов 2003 год 1. Опишите малый круг кровообращения. 2. Какие органы входят в мочевыделительную систему человека, какие функции она



Статьи по теме