Почему меня добивает совесть за прошлое в моей жизни? Газета Жизнь Православная. Православный портал Мир Вам

Под совестью мы привыкли понимать своеобразную реакцию, сигнализирующую о неблагополучии в человеческом восприятии. В момент так называемых «угрызений» совести мы испытываем неприятные эмоции, чувствуем себя крайне некомфортно. Напряжение, подавленность, самобичевание, неосознанная концентрация внимания на том, что очень хотелось бы забыть – это далеко не полный перечень человеческих мучений, характерных для подобных состояний. Совесть «грызет», «жалит» «царапается», «режет», «сверлит». В обиходе этим термином определяют душевную боль. Так почему мучает совесть?

Совестливый – значит, хороший?

На сегодняшний день понятие «совестливый» человек отождествлено с определением «хороший». Но не все так просто и однозначно. Но подобные состояния не возникают самопроизвольно и не являются естественными для человеческой психики. За такой реакцией стоит энергетический сгусток пережитой боли, который проявляет конкретная ситуация. И если «совестливый» человек часто обвиняет себя – это говорит не о том, что он «такой хороший», а о наличие внутреннего конфликта, который нуждается в разрешении. Мы так привыкли давать всему оценку, что отсутствие подобной реакции воспринимаем как синоним зла, а человека считаем бесчувственным.

Что делать если грызет совесть?

Толкование

Слово «совесть» можно разложить на составляющие – «со-весть», т. е. весть, которая созвучна нашей внутренней сути. В общепринятом понимании – это весть от Бога, возможность в своем сердце слышать Вселенский Разум. А то, что мы воспринимаем как проявление совести, мягко говоря, не очень подходит под это определение. Но противоречивые состояния для человека не являются бессмысленной болью, они ведут к изменениям, переосмыслению существующей действительности. В толковом словаре совесть рассматривается как способность человека самостоятельно вырабатывать собственные нравственные правила поведения и следовать им.

Здесь вызывает сомнение слово «самостоятельно», поскольку моральные нормы, впитанные нами – это, прежде всего результат воспитания, влияния на нас окружающего окружающего мира. Мы впитываем в детском возрасте определенные убеждения, а впоследствии воспринимаем их как внутренний голос совести, который не понятно откуда знает, что плохо, а что хорошо.

Человек – часть общества

Проанализировать и освободиться на сознательном уровне от подобных норм и правил достаточно сложно, поскольку закладка совершается в раннем возрасте. Решение подобных вопросов приходит с помощью специалиста-психолога, который изучает их закономерности и знает способы по изменению «ограничивающих убеждений». Он может помочь понять, почему мучает совесть.

Не стоит относиться к общественным нравственным нормам и воспитанию негативно. Ведь в них сосредоточены идеалы той страны, в которой мы проживаем, собраны правила поведения, проверенные предшествующими поколениями. Это огромное наследие человечества несет в себе большую пользу. Возможно, что на определенном этапе индивидуального развития человека нормы и правила являются сдерживающим фактором, который защищает человека от многих неприятностей.

Наступает момент, когда человек достигает уровня психической зрелости, и может себе позволить освободиться от многого из того, что раньше вело и направляло его. Тем более, что интересы отдельно взятой личности и общества далеко не всегда совпадают. Если человек будет продолжать жить так, как выгодно другим, то вряд ли он сможет полноценно реализовать себя, достигнуть успеха, стать по-настоящему счастливым.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Когда муки совести мешают жить, нужно осознать причины этого. Часто даже малейший проступок у особо совестливых людей вызывает бурную реакцию. Хоть совесть – это и голос внутренней нравственности, все же быть главным он не должен, а слепое следование ему – это распространенная ошибка. Все-таки совесть затрагивает какие-то моменты из прошлого, которое, к сожалению, изменить нельзя. Постоянно возвращаясь к своему прошлому, человек сам себе мешает строить будущее.

Вообще стоит помнить, что внезапно проснувшаяся совесть – это даже хороший знак. Знак, что у человека еще не потеряно что-то доброе, светлое и вечное.

Раскаяние

Если какая-то ситуация прошлого беспокоит настолько сильно, что возникает даже физическое недомогание, если самообвинение действительно обусловлено прошлым плохим поступком, лучшим решением будет раскаяние, извинение перед обиженным или преданным вами человеком. Если есть возможность извиниться в глаза, это замечательно. Нужно лишь пересилить свою гордость и поговорить о случившемся. Но такой вариант возможен не всегда, а потому иногда можно раскаяться и без присутствия самого человека. Ведь избавление от мук совести необходимо не ему, а вам. Вполне вероятно, что сам-то он уже давно все забыл, простил и отпустил прошлое.

Извинения можно написать на бумаге в виде послания, причем его не обязательно отправлять. Если это позволит освободиться от мук совести, его можно в конце даже сжечь в знак прощения себя. Также можно применить технику «пустой стул», представляя на месте сидящего того самого человека. Можно высказать ему все – от причин ваших поступков до искреннего недоумения по поводу последних. В конце, конечно, стоит принести извинения.

Этот метод используется психотерапевтами в тех случаях, когда человека терзают ситуации, связанные с умершими родственниками или знакомыми. Здесь это вообще единственный способ для человека извиниться и излить душу.

Приемы для избавления от мук совести

Когда муки совести необоснованны, но все-таки мешают нормально жить, можно использовать другие психологические приемы. Каждый человек выбирает такие техники для себя, поскольку кто-то больше доверяет голосу разума, а кто-то подвержен эмоциям.

Одним из таких приемов является подробный анализ ситуации. Но делается он не с целью того, чтобы еще больше себя обвинить, а для того, чтобы в конце пришло осознание, что прошлая ситуация многому человека научила, а подобных поступков больше произойти не сможет. Если та ситуация дала понять какие-то важные моменты, значит, это было не зря. Постоянно ругать себя за полученные опыт и мудрость нельзя.

Другим методом, в котором также подключается логика, может стать осознание того, что ошибки вполне допустимы в жизни любого человека. Безгрешных и идеальных людей не бывает, а иногда обстоятельства вынуждают людей поступать так, как поступать не велит внутренний контролер – совесть.

Еще один вариант, больше подходящий для людей импульсивных и эмоциональных, – это самонаказание. Конечно, истязать себя не нужно, но в качестве искупления можно либо чем-то пожертвовать, либо делать некоторые нехарактерные для себя вещи. Некоторые люди в этом случае начинают совершать полезные поступки, например, устраиваются волонтерами в различные службы. Главное, чтобы это помогло человеку простить себя. Другие же в знак наказания стремятся заставить себя делать нелюбимые вещи, например, бегать по утрам или изучать иностранный язык. При этом на самобичевание и муки совести просто не будет оставаться времени, а когда человек себя простит, уже не факт, что он забросит эти занятия.

Когда человек сомневается в правильности какого-нибудь своего поступка – его мучает совесть, и это вполне логично. Он еще не принял решение, но уже чувствует это неприятное ощущение. Ведь поступить можно и хорошо, и плохо.

В такие моменты человека привлекает Мадейра, Португалия или другие южные страны, в которые хочется убежать от нахлынувших чувств и ответственности за свои действия навстречу беззаботности. Но нужно понимать, что это не выход, рано или поздно к проблеме придется вернуться и все вспомнить

Что можно предпринять?

Посоветуйтесь с теми, кого вы уважаете. Это должен быть достаточно близкий человек – сестра, брат, друг, подруга. Иногда самого близкого человека, который мог бы поддержать, нет в живых. Тогда стоит подумать, что он бы сделал в таком случае? Если вы думаете, что этот человек ваш поступок осудил бы, лучше прислушайтесь. Но бывает и такое, что искушение оказывается сильнее вас. Либо вы уже совершили что-то, о чем жалеете. Португалия алгарве или южные острова так и манят вас тем, что там можно обо всем забыть и расслабиться. сайт Однако помните, что и там вам не удастся скрыться от собственной совести. Лучше всего будет попросить прощения, если вы сделали кому-то больно. Нужно просто рассказать все человеку, перед которым вы оказались виноваты. Возможно, еще не поздно все исправить или помочь. Если это невозможно, проиграйте такую ситуацию в голове. Мысленно создайте эффект его присутствия. Грех можно искупить. Если вы верующий, лучше всего сходить к священнику. Другим же придется идти к близким. Родители чаще всего разделят любое ваше плохое деяние и помогут справиться с последствиями. За грех также можно заплатить трудом. Эта идея не нова – ее придумали в христианстве, и она работает.

Главное – простить себя. Если вы это сделаете, совесть перестанет вас мучить.

Совестью называют некоторое нравственное напряжение, переживание человека за слова и поступки. При этом проблема совести может затрагивать не только собственные поступки и слова человека, а и действия кого-то другого, а значение слова совесть искажается от одного индивидуума к другому.

Определение и типы

Определить, что такое совесть, сразу достаточно непросто. Все дело в том, что проблема совести является многовековой и психологи, философы каждого периода несколько по-своему определяли это слово.

Что значит совесть с психологической точки зрения: это качество человека, которое говорит о том, что он способен нести ответственность за свои поступки и слова. У философов чувство совести определяется, как нравственное самосознание, различающее плохое и хорошее, а также побуждающее человека делать добрые дела.

В. Даль давал совести такое определение – это внутреннее сознание, тайный уголок души, где происходит самосуд над каждым действием и фразой, разделяя их на хорошие и плохие, а также чувство, способное породить любовь к добру и отвращения к злу.

Честь и совесть присущи нравственным людям, которые придерживаются принципов справедливости и жизненных правил. Если же совесть грызет человека, это означает, что он совершил поступок, который сам же не может одобрить.

Если человека она никогда не мучит, он нем говорят, как о бездушном. Так если вернуть обратно сказанные слова и действия нельзя, зачем нужна совесть, и нужна ли она вообще, или есть мотивы и способы, как избавиться от совести?

Понятие в религии

В христианской терминологии данное слово состоит из содружества и вести. Это означает, что значит жить по совести в христианстве – жить, принося пользу социуму, жить с ним сообща. Глубоко верующие люди часто говорят, что, если мучает совесть – это голос Бога порицает нас за какие-то неблаговидные деяния.

Почему она у всех разная?

Когда мучает совесть, человек занимается самокопанием и самоистязанием, укоряет и стыдит себя, снова и снова прокручивая в голове поступок, как предмет укоров. Некоторых людей она не мучит и никогда не мучала, потому что они не осознают, что своими действиями причиняют кому-то вред.

По сути, иметь такие нравственные чувства свойственно людям, воспитанным по определенной схеме разграничения добра и зла. К зрелому возрасту в их сознании формируется так называемое мерило, по которому они определяют окраску своих и чужих поступков. Такая схема воспитания очень распространена: мы часто слышим, как маленьким детям говорят, что рвать листья на деревьях – это плохо, а делиться игрушками – хорошо.

Но такое воспитание способно сделать ребенка счастливым в будущем лишь в том случае, если значения и определения добра и зла у родителей не были искажены. Если же данные понятия прививались в искаженном виде или не прививались совсем, не исключено, что во взрослой жизни человек живет, не давая отчет перед честью и совестью.

Что значить иметь совесть?

На вопрос: «Нужна ли совесть?» можно ответить только утвердительно. Человеку совесть служит справедливым, но и безжалостным мерилом его дел. Если совесть грызет, значит, сделанное не соответствует вашим собственным представлениям о добрых или нейтральных поступках.

Если представить, что честь и совесть не присущи ни одному человеку на Земле, можно смело утверждать, что начнется хаос. Все будут делать абсолютно рандомные вещи: пойти и убить обидчика, который для других является кормильцем семьи и обожаемым родственником, украсть у кого-то деньги, возможно, последние, предназначающиеся на пищу или лечение. В конце концов, назначить встречу и не прийти, оскорбить или ударить – все это было бы повсеместно, потому что никто бы не мог сказать, что эти действия отвратительны и несправедливы по отношению к другим.

Зигмунд Фрейд достаточно кратко описывал данное качество. Он считал, что оно зарождается в младенчестве: ребенок зависит от родительской любви и поступает в соответствии их мерилу добра и зла, чтобы не лишится этой любви.

Из этого следует, что совесть появляется именно в детстве, и немаловажную роль в ее формировании играют родители и окружение. Многократные исследования доказали, что совестливым человеком становится тот, чьи родители в детстве не били его за проступки, а выражали свое огорчение его поведением. Во взрослом возрасте этот человек отвечает за каждое свое слово и делает все соответственно.

Мучающая совесть

Определений у данного слова масса, и среди этих определений есть одно устойчивое – мучающая и грызущая. Что делать человеку, которого мучает совесть? В первую очередь, порадоваться за себя. Это означает, что вы ясно видите проблему и знаете, что делали и почему потеряли душевный покой.

Иногда нужны откровенные беседы о проблеме. Например, родители, сестры и братья, близкие друзья, супруги – это люди, которые должны принимать вас любым, а значит, выслушают, если вас замучила собственная совесть.

Если же потеря равновесия вызвана благодаря делам или словам, поранившим другого человека, нужно попросить у него прощения. Принятые извинения станут настоящим бальзамом для неспокойной души.

Не старайтесь заглушать такие чувства или определять как-то по-другому, списывая на усталость или нервозность. Если вам достанет чести признаться в содеянном самому себе, жить станет значительно проще.

Мучивший поступок не всегда является равноценным тем ощущениям, которые испытывает совершивший. Например, некоторые сильно преувеличивают содеянное – такая ситуация хорошо описана в короткой повести Антона Чехова «Смерть чиновника». Человек может просто довести себя до истерики, когда для этого нет объективных поводов.

Самым действенным все же остается диалог с обиженным человеком. Помните, что откровенное извинение не является унижением или ущемлением гордости, а показывает вас, как человека высоконравственного и воспитанного, могущего ответить за свои слова и поступки.

Отличия от чести

Честь, совесть, вина, долг – это лишь краткий перечень терминов и состояний, которые часто отождествляются. Честь и совесть – понятия достаточно близкие, но в них есть определенные отличия, причем коренные.

Последней мы измеряем собственные поступки по отношению к другим. Это некий внутренний судья всех слов и поступков, которые принесли кому-то радость, а кому-то – горе. В соответствии с этим на душе становится хорошо и легко, а в противном случае – мучает совесть.

Честь же является мерилом поведения по отношению к самому себе. Существует устойчивое выражение: это ниже моей чести и достоинства. Это значит, что человек не может поступить определенным образом, не уязвив собственных чувств.

Стоит отметить, что честь накладывает значительно большую ответственность. Честью является ряд жестких правил и принципов, в которых человек воспитывается с детства. Это не значит ставить себя выше других, напротив, – это значит знать свое место среди людей и относится к себе строже, чем к другим.

Православная Церковь отвечает: принести покаяние. Покаяние – это обличение своего греха, это решимость не повторять его в дальнейшем. Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя. Грешим делами, словами и даже мыслями. Грешим по наущению дьявола, под влиянием окружающего мира и по собственному злому произволению. «Нет человека, который поживет на земле и не согрешит», – говорится в заупокойной молитве. Но нет и такого греха, который не прощается Богом при нашем покаянии. Ради спасения грешников Бог стал человеком, был распят и воскрес из мертвых. Святые отцы сравнивают милосердие Божие с морем, погашающим самое сильное пламя людских беззаконий.

Ежедневно в православных храмах совершается исповедь. Явно ее принимает священник, а невидимо – Сам Господь, давший пастырям Церкви отпускать грехи. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе вся прегрешения твоя, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих», – свидетельствует батюшка.

На исповеди не надо оправдываться, жаловаться на обстоятельства жизни, маскировать грехи расплывчатыми фразами наподобие «грешен против шестой заповеди», вести разговоры на посторонние темы. Нужно не стыдясь (стыдно грешить, а не каяться!) рассказать все, в чем обличает совесть и Евангелие. Ни в коем случае нельзя ничего скрывать: грех можно утаить от священника, но не от Всеведущего Бога.

Церковь относит к тяжелым, «смертным» грехам: убийства; аборты; побои; супружеские измены; блуд и плотские извращения; кражи; богохульства; кощунство; ненависть к ближнему, доходящую до проклятия в его адрес; колдовство и гадание; обращение за помощью к экстрасенсам, «целителям» и астрологам; пьянство; курение; наркоманию.

Но и менее тяжкие грехи вредят человеку, служат преградой на пути в Царство Небесное. «Безобидные» ложь или сквернословие могут отправить в ад!

Если, исповедуясь в чем-либо, мы твердо намерены повторять этот грех, – покаяние не имеет смысла. Нельзя приступать к Таинству в состоянии ссоры или затяжной непримиримости с ближним, по слову Христа: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим» (Мф. 5. 23-24). Если этот человек уже умер, надо горячо помолиться о упокоении его души.

В некоторых случаях священник назначает кающемуся епитимию – своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество ко святому месту – в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надлежит выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.

Реальностью наших дней стала так называемая «общая исповедь». Она заключается в том, что священник сам называет наиболее распространенные грехи, а потом прочитывает над кающимися разрешительную молитву. К такой форме исповеди допустимо прибегать только тем, кто не имеет на совести смертных грехов. Но и добропорядочным христианам необходимо время от времени проверять свою душу на подробной (индивидуальной) исповеди – по крайней мере, не реже одного раза в месяц.



Статьи по теме