Технологическая карта урока по русскому языку "предложение". Технологическая карта урока по русскому языку для начальных классов "Текст. Типы текста" Технологическая карта по русскому

Технологическая карта фрагмента урока русского языка

Тема: склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.

Класс: 4

Тип урока: изучение нового.

Оборудование: компьютер, презентация Microsoft Office Power Point, учебник «Русский язык. 4 класс» В.П. Канакина

Цель: ознакомить со склонением имён прилагательных в единственном числе.

Задачи:

Образовательная : познакомить учащихся со склонением прилагательных в единтсвеном числе м.р и с.р

Развивающая : содействовать развитию коммуникативной компетенции учащихся, формированию УУД.

Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к русскому языку, трудолюбию.

Этапы

Обратная связь

Дозировка

Содержание

Формы и методы

    Изучение нового

Физминутка

Первичное закрепление

Вторичное закрепление

Рефлексия

20 мин.

5 мин.

4 мин.

2 мин .

Действия учителя

Действие учащихся

Фронтальная.

Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Сегодня с вами на уроке мы научимся склонять имена прилагательные единственного числа мужского и среднего рода. Давайте сформулируем тему сегодняшнего нашего урока.

Открываем учебник на стр. 126, давайте еще раз прочитаем тему нашего урока…

Давайте же с вами просклоняем слова МОРОЗ и СНЕГ, ребята скажите какую часть речи имеют эти слова?

Я предлагаю просклонять существительные вместе с именами прилагательными .(выводится на слайде)

Падеж

М.р

Ср.р

Ип

Мороз (какой?) трескучий

солнце (какое?) зимнее

Р.п

мороза (какого?) трескучего

солнца (какого?) зимнего

Д.п

морозу (какому?) трескучему

солнцу (какому?) зимнему

В.п

мороз (какой?) трескучий

солнце (какое?) зимнее

Т.п

морозом (каким?) трескучим

солнцем (каким?) зимним

П.п

о морозе (каком?) трескучем

о солнце (каком?) зимнем


Имя прилагательное изменяется по падежам и всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым оно связано по смыслу.

Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки

Распускают лепестки – раскрыть пальцы

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. – пошевелить пальцами

Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки

Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук

Групповая работа.

1группа просклоняет прилагательное женского рода – вкусная вода

2группа просклоняет прилагательное мужского рода - вкусный .

3группа просклоняет прилагательное среднего рода – вкусное яблоко.

Один человек от парты работает у доски.

К каждому существительному подберите подходящее по смыслу прилагательное, поставив его в нужном падеже.

на ………поле

открытое

у ………окна

хоккейное

с ………вареньем

веселый

без ………друга

черничное

около ………елки

пушистая

Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

Какие трудности возникали во время урока?

Если на сегодняшнем уроке вам было понятно и вы узнали много нового поднимите желтый кружок

Если на уроке вам было трудно и вы не узнали ничего синий

Тема сегодняшнего урока склонение имен прилагательных

Читают тему урока.

Существительное.

Просклоняют имена существительные вместе с учителем.

Ж.р.

М.р.

С.р.

И.п. вкусная вода

вкусный

вкусное яблоко

Р.п. вкусной воды

вкусного сиропа

вкусного яблока

Д.п. вкусной воде

вкусному сиропу

вкусному яблоку

В.п. вкусную воду.

Вкусный сироп

вкусное яблоко

Т.п. вкусной водой

вкусным сиропом

вкусным яблоком

П.п. о вкусной воде

о вкусном сиропе

о вкусном яблоке

Кушельман Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№3
Населённый пункт: город Бийск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технологическая карта урока по русскому языку"
Дата публикации: 23.08.2017
Раздел: начальное образование

Технологическая карта урока по русскому языку 1 «Б» классе

УМК «Школа России»

Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 1 класс.

Тетрадь «Русский язык» В.П. Канакина 1 класс.

Выполнила: учитель начальных классов Т.В.Кушельман.

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема: «Перенос слов с удвоенными согласными».

Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.)

учащихся 1 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Перенос слов с удвоенными согласными».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

1) Формирование культуры слова, чувство языка. Воспитывать любовь к родному языку.

2) Формирование потребности пользоваться языковым богатством.

3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать

конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формировать коммуникативные навыки учащихся: умение

работать в мини-коллективе, при этом прислушиваться к мнению каждого ученика.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться работать по совместно составленному с учителем плану;

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной зада-

чей и условиями её реализации.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства при оформлении переноса удвоенных согласных;

делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

составлять алгоритм под руководством учителя;

Способствовать развитию операций мышления (анализ, синтез) для решения проблемных ситуаций, развитию

внимания, памяти, воображения, фонематического слуха.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в

ситуации столкновения интересов;

Способствовать развитию способности активно использовать речевые средства и средства информационных и

коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса. Обеспечить усвоение учащимися

способа переноса слов с удвоенными согласными.

Понаблюдать над написанием слов с удвоенными согласными.

Развивать умение писать слова с двумя согласными буквами.

Обеспечить освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, опыт, сравне-

ние, классификация и др.) Способствовать расширению словарного запаса.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Самоопределение

к деятельности

Мы сюда пришли учиться, не

лениться, а трудиться! Работаем

старательно, слушаем внимательно!

Все за парты тихо сели. Друг на друга

Вместе с учителем

обмениваются друг с

другом словами -

эмоциональный настрой

Личностные:

Самоопределение

(мотивация учения)

Регулятивные:

Актуализация

знаний и фикса-

ция затруднений

в деятельности.

посмотрели, улыбнулись, подарили

хорошее настроение соседу!

Я желаю всем добра! Выполнять все на

Чему мы учимся на уроках?

Что это значит?

Сегодня на уроке русского языка вы

будете открывать новые знания.

Что для этого надо делать?

Прежде чем начнете писать вспомним

девиз урока?

Открываем тетради, записываем дату,

классная работа.

На доске Смайлик и Незнайка, конверт

с письмом.

− Узнали, кто это?

− Однажды Незнайка собрался напи-

смайлику:

Дорогой Смайлик! Спешу рассказать

тебе о своём новом приклю…

Скажите почему Незнайка не дописал

− Как вы думаете, чему будет посвящен

Что значит перенести слово?

Зачем нужно уметь переносить слова?

Мы учимся учиться

Учиться – это значит

понять, что мы не

знаем и самим узнать

Быть очень

внимательными

Учащиеся формулируют

правила посадки, и девиз

(Незнайке не хватило

места на строке и не

умеет переносить

(Переносу слова.)

(Часть слова оставить

на одной строке, а

целеполагание,

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем

и сверстниками

Познавательные:

Анализ, сравнение,

аналогия, обобщение (П);

Регулятивные:

Выполнение пробного

учебного действия (Р);

Фиксирование

индивидуального

затруднения в пробном

действии (Р);

Волевая саморегуляция в

ситуации затруднения (Р);

Коммуникативные

Выражение своих

Какие правила переноса слов вы уже

− А вы умеете переносить слова?

−Тогда я вам предлагаю разделить сло-

ва для переноса?

Мама, ива, земля. (сл

− Какие слова вы не смогли разделить

для переноса? Почему?

Проверка на доске. (сл 2)

Кто ошибся? Где? Значит нужно по-

тренироваться!

Самооценка по 3 критериям: справил-

ся, сомневался, нужно еще потрениро-

− Вспомните, что вы повторили?

А для чего мы повторили правило?

Вы любите отгадывать загадки, я при-

готовила для вас их. Отвечать будем

все дружно хором. (3 сл)

1. Он на вокзале есть всегда,

К нему подходят поезда,

Двойное «эр» содержит он

И называется….

2. Проста загадка и легка

Пишусь всегда через два «ка»

другую часть записать

на новой строке)

(Если при письме не

вмещаются на строке,

нужно их правильно

перенести)

(переносим по слогам,

одну букву на строке не

оставляем,

односложные слова не

переносим)

(Правило переноса слов)

мыслей с достаточной и

полнотой и точностью

Учёт разных мнений (К);

Использование

критериев для

обоснования своего

суждения (К)

Постановка учеб-

ных задач.

Выявление места

и причины за-

труднения

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я…

3. В магазин с сестрой ходили,

Всё, что надо, там купили.

За батон, бутылку кваса

Деньги заплатили в…

Что необычного заметили в этих сло-

вах, чем интересны эти слова?

Чем они решили выделиться

В русском языке данная орфограмма

называется удвоенные согласные.

Кто из вас сможет сформулировать

тему урока?

Тема на доску!

У вас на столах лежат синие карточки

возьмите их себе, если карточка одна

на парту значит как будем работать?

Какую работу мы можем проделать

над словами?

А ещё я вам предлагаю Слова-отгадки

разделить для переноса.

Обсудите дружно и разделите верти-

кальной чертой слово на 2 части так,

перенести.

перр он

хокк ей

касс а

Какое задание вы выполняли?

Какие у вас варианты переноса слов

получились?

? (у них две одинаковые

согласные. стоят

(Перенос слов с

удвоенными согласными)

Познавательные:

Постановка и

формулирование

проблемы (П);

Регулятивные:

Волевая саморегуляция в

ситуации затруднения (Р);

Реализация по-

строенного

проекта.

Варианты на доску!

Вот сколько у нас получилось вариан-

− Посмотрите, ребята, задание одно, а

выполнили его по разному.

4.Построение

труднения.

Сегодня мы самостоятельно постара-

составить

сить слова с удвоенными согласными.

А где мы можем подчерпнуть инфор-

правильно

переносить слова?

Открыть учебник на стр. 77, Найти

упражнение 8

Давайте составим план работы, с чего

Работать

2.Наблюдать

3.Составить правило.

− Работаем по плану. -Приступаем к ра-

Что нужно было сделать? Во-первых,

− Что нужно сделать, во-вторых? На-

(Делили слова для

переноса)

(Узнать, правило

переноса слов с

удвоенными согласными)

(В учебнике)

(Прочитаем слова,

пронаблюдать как

перенесены слова и 3е

Личностные:

Смыслообразование (Л);

Познавательные:

Выделение и

формулирование

познавательной цели (П);

Поиск и выделение

Первичное за-

крепление во

внешней речи

блюдаем. Что вы увидели?

− В третьих- составляем правило пере-

носа слов.

На доске фиксируется правило!

Молодцы, ребята, я вас поздравляю с

открытием нового знания.

Давайте все вместе проговорим. (сл 5)

Вернёмся

выполняли в парах на синий карточке.

Как нужно было правильно разделить

Напишите

правильно перенесите

Чему мы свами учились?

критериям:

Справился,

сомневался,

потренироваться!

отдохнуть.

(что удвоенные соглас-

ные при переносе слова

разделяются, одна

остается на верхней

строке-, другую пишем

на следующей.)

(При переносе слов с

удвоенными согласными,

одна согласная

остаётся на строке,

другая переносится.

(Пер-рон, хок-кей, кас-

необходимой информации

Планирование (П);

Познавательные:

выполнение

действий по

алгоритму (П);

Коммуникативные:

Выражение своих

мыслей с достаточной и

полнотой и точностью (К)

Физ. Минутка :

Включение в си-

стему

знаний

повторение.

После того как мы с вами открыли но-

вые знания, какую мы работу должны

проделать?

Я вам предлагаю выполнить упр 7.

Прочтите слова,

Значение слов вам все понятны?

Чем интересны эти слова?

А на какую орфограмму ещё встрети-

лись слова?

А все ли предложенные слова мы мо-

жем перенести?

Теперь возьмите карандаш и под-

черкните слова которые нельзя перене-

Почему эти слова переносить нельзя?

А что сделаем с остальными словами?

Кто всему классу может прокомменти-

ровать как нужно переносить первое

Обратите внимание на следующее

слово (ссора), где удвоенная гласная?

В подобных случаях мы слово перено-

сим по слогам.

Остальные слова переносим самосто-

Взаимопроверка, над словами ставим

Дети выполняют

движения под музыку

(Закрепить)

(в словах удвоенные

согласные)

(Имена, название стран

пишутся с заглавной

(грамм, класс, грипп,

Регулятивные:

Контроль, коррекция,

самооценка (Р);

Коммуникативные:

Выражение своих

мыслей с достаточной и

полнотой и точностью (К)

Познавательные:

Установление причинно-

следственных связей (П);

Выполнение действий по

алгоритму (П);

плюсики. Проверка на доске

Поднимите руку кто справился.

Поднимите руку кто сомневался.

Поднимите руку кому нужно потрени-

роваться.

У кого есть ошибки, не расстраи-

вайтесь. Какую себе поставите задачу?

Оценим свою работу по критериям:

Справился, сомневался, нужно еще по-

тренироваться!

Чему мы с вами учились?

Словарная работа

В данных словах спряталось словар-

ное слово класс.

Слово класс является словарным сло-

вом. Его написание нельзя проверить,

нужно запомнить. Где мы можем по-

смотреть правильное написание этого

Открываем с 137, и проверяем живет

ли слово класс в словаре?

Куда мы его с вами напишем? На дос-

(Разделим для переноса)

(в начале)

Работают

самостоятельно.

Проверка фронтальная

Больше тренироваться

в выполнении таких за-

Учащиеся работают с

орфографическим

Рефлексия учеб-

ной деятельности

Слово класс с удвоенной согласной

Какое значение слова класс? Что

обозначает?

Имеет несколько значений.

1 группа учеников одного и того же

года обучения.

2. так называют комнату для занятий в

Что на доске, прочитайте слова.

Какую работу мы можем проделать над

словами? (класс. Ребята любят свой)

− Молодцы, вы хорошо поработали на

уроке. Пришло время оценить свою ра-

боту. Но вначале вспомните, какова

тема урока?

− Какую цель вы ставили на уроке?

Поднимите руку кто достиг постав-

ленной цели?

словарем.

(В орфографическом

В словарик, и запомним

написание.

Составить предложение.

Ребята любят свой

Личностные:

Подведение итогов

Какое правило переноса слов с удво-

енными согласными мы с вами соста-

Выйдите и подарите смайлики Не-

знайке и Смайлику.

Спасибо за урок!

Учащиеся выбирают

листик соответствующие

собственной оценке

своей работы на уроке.

Самооценка на основе

критерия успешности (Л);

Адекватное понимание

причин успеха/неуспеха в

учебной деятельности

Познавательные:

Рефлексия способов и

условий действия (П);

Контроль и оценка

процесса результатов

деятельности (П);

Коммуникативные:

Формулирование своего

мнения, учёт разных

Методическое описание образовательного продукта

Название конкурсной работы : «Урок исследования языкового материала на примере искусственно созданного текста краеведческой направленности»

Номинация : разработка технологической карты урока

Целевые группы пользователей : учителя-словесники, работающие в 6-х классах

Область применения : материал данного урока может быть использован как на уроках русского языка, так и других уроках: математики, истории, английского языка и т.д. Кроме того, он может быть полезен для разработки внеурочных занятий.

Обоснование целесообразности использования заявленной формы организации деятельности детей : умение работать с информацией - залог успешности образовательной деятельности школьников. Для учителей русского языка работа с текстом относится к предметным умениям. Чтобы актуализировать метапредметную функцию русского языка, повысить мотивацию к его изучению, необходимо на уровне образовательной организации продумать такую систему мероприятий, благодаря которой ученики смогли бы увидеть значимость русского языка. Одним из таких мероприятий может стать день единого текста, который прошел в МОУ СОШ № 27 19 января 2017 года.

Педагогические задачи, которые позволяет решать предлагаемый продукт : проведение данного урока в рамках дня единого текста, безусловно, служит, во-первых, одним из способов повышения мотивации к изучению языка вообще (Подробнее об этом см. rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2016/05/kiseleva-n.v.pdf ), во-вторых, реализует межпредметные связи, в-третьих, содержит огромный потенциал для формирования универсальных учебных действий учащихся, что является важнейшим требованием ФГОС.

Проект технологической карты урока исследования языкового материала на примере искусственно созданного текста краеведческой направленности

ФИО учителя: Зеленкова Екатерина Владимировна

Класс : 6

Предмет : русский язык

урока по расписанию : 1

Тема урока : исследование языкового материала на примере искусственно созданного текста краеведческой направленности

Цели урока : закрепление знаний о признаках текста, сведений и причастии как части речи

Формируемые универсальные учебные действия :

Личностные : формирование чувства гордости за родной город, обладающий богатейшей историей, формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения, способность оценивать свое поведения и поступки, формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения

Регулятивные : выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, формирование умения осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Познавательные : поиск и выделение информации, выявление сущности, особенностей объектов, самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Предметные : закрепление и углубление знаний о признаках текста, актуализация знаний о причастии как части речи.

Оборудование урока : презентация в программе Power Point ( приложение 1 ), раздаточный материал (приложение 2)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Мотивационный

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Сегодня, ребята, вы пришли в школу без учебников, потому что в нашей школе необычный день - день единого текста. Этот лист, что лежит сейчас перед вами, станет единственным учебным пособием на всех четырех уроках.

Ощущают внутреннюю потребность включения в учебную деятельность

Актуализация знаний

Диктует предложения, предлагает самостоятельно выделить орфограммы, позже назвать их и объяснить (фронтальный опрос)

Запишите, пожалуйста, следующие выражения:

Своя земля и в горсти мила.

Где сосна взросла, там она и красна.

Всякому мила своя сторона.

На родной стороне и камешек знаком.

Назовите встретившиеся виды орфограмм

Самопроверка, объяснение орфограмм и пунктограмм

(СЛАЙД 1)

Записывают предложения под диктовку, выделяют встретившиеся орфограммы, называют их. Проверяют правильность записи, сличая ее с эталоном.

Введение в тему с формулировкой цели урока.

Создаёт условия для проблемного (подводящего) диалога.

Организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока.

- Как называются такие выражения? Что их объединяет? Можно ли назвать это текстом?

Перечислите признаки текста (СЛАЙД 2)

Единство темы

Наличие основной мысли (идеи)

Смысловая и грамматическая связь предложений

Информативность

Логическая связь частей

Стилевое единство (СЛАЙД 2 с двумя пробелами, которые заполняются позже)

Как вы думаете, почему мы вспомнили все признаки текста? Попробуйте сформулировать цель урока сегодня

Включаются в проблемный диалог, отвечают, что данные выражения являются поговорками, объединенными темой родины, однако это не делает их текстом, так как существуют и другие обязательные его признаки.

Учащиеся отвечают, что данные выражения являются поговорками, объединенными темой родины, однако это не делает их текстом, так как существуют и другие обязательные его признаки.

Формулируют тему и цель урока

В технологии проблемного диалога организует наблюдение.

А можно ли назвать текстом то, что вы прочитали дома? Давайте докажем. Итак,

Какова была его тема?

Сформулируйте идею текста

Интересно, какой заголовок вы бы придумали к нашему тексту, ведь мы помним, что он, как правило, отражает либо тему текста, либо его идею.

Обратите внимание, что в моей записи есть незаполненный строчки. Дело в том, что некоторые лингвисты выделяют среди признаков текста так называемые «начальное» и «конечное» предложения.

Попробуйте догадаться, какова функция начального предложения? (обозначает тему текста)

- А как звучит начальное предложение в нашем тексте? (Родина…)

Почему текст начинается со слова «Родина», если говорится в нем о Рыбинске?

А какова же, по вашему мнению, функция конечного предложения? (подводит итог развития темы)

К нему мы вернемся чуть позже. (Возвращение на СЛАЙД 2)

- Кроме того, предложения должны в тексте быть связаны по смыслу и грамматически. А какие виды связи предложений вам известны?

Попробуйте, работая в парах, составить схему связи предложений первого абзаца, параллельно отмечая,

какие лексические средства помогают связать предложения.

- Любой текст должен быть для нас информативен. Думаю, многое в нашем тексте было вам уже известно. А была ли информация, которая стала для вас новой?

В тексте встречаются слова, значение которых, уверена, было вам неизвестно. Назовите эти слова Давайте попросим наших экспертов узнать значения этих слов. К какому словарю необходимо обратиться?

- А мы тем временем попробуем выяснить, какой логике подчиняются части текста (один из признаков текста) и составим простой план, работая в группах в течение 5 минут. СЛАЙД 3

Итак, текст поделен нами на смысловые части. В каждой можно выделить ключевые слова. Скажите, а почему они так называются?

Давайте запишем ключевые слова нашего текста, которые выделила я, и повторим известные нам орфограммы (работа у доски)

кресло-трон, временный деревянный дворец, объясняется географическим положением, глубоководный путь, жители окрестных городов, период навигации, мукомольные фабрики, судосроительный завод, заполнение водохранилища, влаголюбивая растительность, непростые годы, расположен за Черемухой

Какой частью речи является слово «расположен»? Что вам известно о ней? На какие группы делятся причастия? Выпишите из абзацев 1-9 причастия, распределяя их на 2 столбика, выделяя суффиксы.

Проводят наблюдение над текстом, отвечают, что текст был о Рыбинске. Его идея определялась желанием автора рассказать читателю, что Рыбинск - город с богатейшей историей, продолжающий свое активное развитие.

Учащиеся предлагают свои варианты заглавия.

Учащиеся высказывают предположение, что начальное предложение «вводит» в тему, задает ее, а конечное, следовательно, подводит ее итог.

Учащиеся отвечают, что Рыбинск - наша малая Родина.

Учащиеся, работая в парах, составляют схему, приходя к выводу, что для связи предложений используется цепная и параллельная связи, из лексических средств - личные местоимения и повторы.

Учащиеся делятся впечатлениями о тексте, рассказывая, какая информация в нем оказалась новой.

Учащиеся называют ряд слов: козельщики, анфилада, литургия и др., говоря, что для уточнения их значения необходимо обратиться к толковому словарю.

Учащиеся объединяются в группы, составляют коллективно простой план текста.

Учащиеся отвечают, что ключевыми называют особо важные слова, открывающие его смысл, записывают их под диктовку, исправляют и дополняют отвечающего у доски, сличают свою запись с эталоном.

Учащиеся определяют часть речи и называют все известные им признаки причастия, затем выписывают их из названных абзацев,

Распределяя на 2 столбика, выделяя суффиксы.

Физкультминутка

Предупреждает общее утомления учащихся, переключая их с умственной деятельности на физическую.

Выполняют упражнения ответственного за проведение физкультминутки в этот день ученика

Исследование языкового материала (применение знаний и умений)

Продолжает организовывать наблюдение над языковым материалом

Вернемся к признакам текста. Наш текст, безусловно, отличается и стилевым единством. Однако нам с вами только предстоит познакомиться с публицистическим стилем, именно к нему относится текст.

Продолжают наблюдение над языковым материалом

Рефлексия учебной деятельности

Организует рефлексию через подводящий диалог, благодарит за работу.

- Удалось ли нам доказать, что перед нами не просто набор предложений, а действительно текст?

Итак, давайте подведем итоги нашего необычного урока. Скажите, что сегодня на материале одного только текста нам удалось повторить?

Признаки текста

Изученные ранее орфограммы

Сведения о причастии

Факты из истории родного города

А что нового смогли узнать?

СЛАЙД 4

Переживают рефлексию учебной деятельности

Учащиеся, вновь обращаясь к признакам текста, доказывают, что работали весь урок именно с ним, отмечают, что, кроме этого повторили изученные ранее орфограммы, сведения о причастии, факты из истории родного города, указывают, что некоторая информация была для них новой: Значение незнакомых слов, признаки текста, не изученные ранее, факты из истории родного города

Домашнее задание

Задает домашнее задание, делает необходимый комментарий, настраивает на работу с данным материалом на других уроках.

Перечитайте еще раз конечное предложение текста, которое, как мы выяснили, подводит итог. Дома я прошу вас написать сочинение-миниатюру и ответить на вопрос, как вы его понимаете. (5-7 предложений)

СЛАЙД 5

Мы завершаем урок русского языка, но не завершаем работу с текстом. Впереди вам предстоит посмотреть на него с других точек зрения.

Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы.

Приложение 2

(1)Родина…. Как много значит для каждого из нас это слово! Как часто мы слышим фразы «служить Родине», «любить Родину», «скучать по Родине». Но при этом нам знакомо и выражение «малая Родина». И здесь, конечно, речь идет о том месте, где человек родился и вырос. Наша малая Родина - Рыбинск. А что вы знаете о нем?

(2)Рыбинск находится в Центральной России. Это второй по площади и численности населения город Ярославской области. Расстояние от Рыбинска до Ярославля - 82 километра (то есть в среднем час на автомобиле), до Москвы - 330 километров (примерно 4 часа), до Санкт-Петербурга - 720 километров (около 9 часов).

(3)Города встречают путешественников по-разному. В Рыбинск нужно въезжать по воде - и тогда он приветствует гостя парадной анфиладой зданий вдоль Волги, пусть и лишенной столичного безупречного блеска, но имеющей очень убедительную сдвоенную кульминацию - Собор и Биржу.

(4)Именно этим путем прибыла в 1767 в Рыбную слободу Екатерина II . Императрица посетила литургию в соборе и прогулялась по Крестовой улице к специально построенному для нее временному деревянному дворцу.

(5)Приезд императрицы запечатлен в истории Рыбинска: это и изображенные на гербе города сходни, по которым Екатерина спустилась с борта галеры, и приготовленное для нее царское кресло-трон, которое и по сей день можно увидеть в музее.

(6)Какое значение имел приезд императрицы? Рыбной слободе указом 1777 года присваивался статус города. Изменялось и его название: отныне он именовался Рыбинском. Что тоже далеко не случайно. Именно с рыбинских перекатов доставлялась к царскому столу стерлядь. Этой рыбой (как впрочем и другой) были богаты воды Волги.

(7)Именно окончанием 18 века ознаменовано стремительное развитие города. Во многом это объясняется его географическим положением: здесь заканчивался глубоководный путь с низовьев Волги, а выше города, в посёлке Переборы, Волга становилась настолько мелкой, что её переходили вброд. Поэтому в Рыбинске происходила перегрузка товаров и хлебных грузов, пришедших с низовьев Волги.

(8)В 1863 году строится железная дорога вдоль Шексны, а с 1870 года — железная дорога Рыбинск — Бологое, после чего перегрузка шла и в железнодорожные составы. Далее грузы следовали во все концы России и за границу. В это время в Рыбинск переселяются жители окрестных городов, которых экономическое развитие обошло стороной: Углича, Бежецка и др. Перевалка грузов в летнее время привлекала в город огромное количество бурлаков, ломовиков и козельщиков, которые жили прямо на берегу и многократно превосходили число постоянных жителей. Так, в начале XX века зимнее население города составляло 25 тыс. человек, но в период навигации оно учетверялось . Массовое развитие пароходства на Волге привело к тому, что к 1870 году бурлаков на Волге не осталось.

(9)Во второй половине 19 века в городе активно развивается промышленность. Купец Н. М. Журавлёв в 1859 году строит в окрестностях города крупнейшую в Европе канатную фабрику, затем кирпичный и судостроительный заводы (затоплены при строительстве водохранилища в 1940 году). Появляется чугунолитейный завод Головина и железнодорожные мастерские (на базе которых ныне работает завод дорожных машин «Раскат»). Активно работают крупные мукомольные фабрики купца Е. Калашникова и А. Галунова. В 1907 году братья Нобель построили существующий до сих пор судостроительный завод в пригородном посёлке Слип.

(10)Во время Первой мировой войны в город были эвакуированы предприятия, давшие начало ныне действующим заводам (на базе предприятия «Феникс» возник «Полиграфмаш», а на базе завода «Рессора» судостроительное предприятие «Вымпел»). В 1916 году начинается строительство автомобильного завода «Русский Рено», на базе которого потом вырос моторостроительный завод. В 1860 году строится типография, которая развилась в крупное предприятие, функционирующее и поныне (в настоящее время под названием ОАО «Рыбинский дом печати»).

(11)Новый этап развития Рыбинска начался при индустриализации страны. С начала 30-х годов XX века город быстро растёт, превращаясь из торгового в промышленный. Здесь открывается множество крупных предприятий: завод полиграфических машин, судостроительный завод, завод дорожных машин. По-прежнему играет существенную роль речной порт и связанные с ним склады, в том числе хлебные элеваторы. В 1936 году рядом с железнодорожной станцией «Рыбинск-Товарный» был построен терминальный элеватор, самый крупный в Европе на момент.

(12)Одним из знаковых событий в истории Рыбинска 20 века стало строительство Рыбинской ГЭС и гидроузла. Плотина ГЭС перекрыла русло Шексны, которая теперь выше плотины слилась с Волгой в одно водохранилище. «Рыбинское море», как назвают его в народе, необычайно широко и мелководно, оно затопило большие площади земель в поймах рек Шексна и Молога, за что данный проект подвергался критике. Водохранилище, кроме многих сёл и деревень, затопило город Молога, население которого большей частью было переселено в Рыбинск.

(13)В первые годы после заполнения водохранилища бурно развились водные организмы. Затопленные пойменные луга, пашни и огромные площади вырубленных лесов таили в себе большое количество органических веществ, вызвавших активное развитие жизни в водоеме. Хорошо прогреваемые мелководья густо заросли влаголюбивой и водной растительностью: осоками, ситником, рогозом, полевицей, частухой, ежеголовником, гречишкой земноводной. Это не преминуло сказаться на численности водоплавающей дичи. В прибрежных заповедных заливах стали гнездиться кряква, шилохвость, чирок-свистунок. В зоне затопления, на мелководьях, начала нереститься рыба, происходил нагул выклюнувшейся из икринок молоди.

(14)Такое громадное рукотворное море, безусловно, должно было повлиять на окружающую природу. В июле 1945 года был организован Дарвинский государственный заповедник, которому и предстояло изучить влияние созданного моря на живую природу.

(15)Продолжая прослеживать исторический путь, пройденный нашим городом, стоит отметить, что не всегда он носил это имя. 13 сентября 1946 года город был переименован в Щербаков в честь политика Александра Щербакова, но уже в октябре 1957 года ему было возвращено историческое название Рыбинск . Однако 15 марта 1984 года город вновь переименован — уже в Андропов , в честь генсека Юрия Андропова, а в марте 1989 года название Рыбинск снова было возвращено.

(16)Во второй половине 20 века город продолжил свое активное развитие. После войны здесь появляется завод приборостроения, кабельный завод, крупный оптико-механический завод «Призма». Развивается деревообрабатывающая и пищевая промышленность.

(17)Непростые годы переживал наш город вместе со всей страной в постсоветский период, сделав шаг назад в своем социально-историческом развитии. Одни предприятия закрывались, другие претерпевали сокращения. Всё это вызвало отток населения и, вместе с демографическим спадом 1990-х, привело к резкому сокращению численности населения города: за 25 лет население города сократилось почти на 60 тысяч человек (24 %).

(18)Последние десятилетия, бесспорно, новый виток развития Рыбинска. Наверное, никогда до сей поры не город не переживал такого подъема в развитии всех сфер человеческого бытия: промышленности, образования и культуры, здравоохранения.

(19)Также в историю Рыбинска вписан и ряд знаменитых фамилий. В 1745 году в сельце Бурнаково, что на левом берегу Волги неподалеку от Рыбинска, родился мальчик Федя. С детства он хотел стать воином. Его мечта сбылась: адмирал Федор Ушаков стал не просто воином, но истинным героем нашей истории, давшим более 40 морских сражений и не потерпев ни одного поражения.

(20)Именно в нашем городе провел детство будущий гениальный ученый Алексей Алексеевич Ухтомский, исследовавший законы поведения человека. За рекой Черемухой расположен Дом-музей академика, один из залов которого - точная копия комнаты мальчика Алеши Ухтомского, другой - кабинет академика в Петербурге.

(21)Нашим земляком является и Лев Иванович Ошанин - известный поэт, автор текстов песен «Эх, дороги», «Течет Волга», «Солнечный круг». Памятник ему установлен на Волжской Набережной.

(22)Завершая этот небольшой экскурс в историю родного города, заметим, что современный Рыбинск - это развитый город с величайшей историей. А чем прославится наша малая Родина в будущем - может зависеть от вас.

Урок русского языка

Тема: « Местоимение».

Класс: 2»б»

УМК «Школа России»

Учебник - Русский язык, 2 класс, в 2-х ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Русский язык. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. (1CD) (В комплекте с учебником)

Технологии: урок открытия новых знаний с элементами критического мышления

Цель урока : Формировать представление о местоимении как части речи; его роли в предложении.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся осознавать местоимение как части речи; употреблять местоимение вместо существительных; применять правила правописания.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Мизансцена: традиционный урок.

Ожидаемые образовательные достижения:

Предметные:

1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

Самостоятельно определять учебную задачу

Планировать свою деятельность по решению учебной задачи

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

Ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

Применять правила делового сотрудничества

Участвовать в продуктивном диалоге.

из частей; проводить анализ работы.

Образовательные ресурсы : Мультимедийное оборудование, презентация

Учебник «Русский язык», 2 класс, 2 часть

Алгоритм правила

Сигнальные карточки

Карточки с творческим задание по уровням сложности

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа:

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности

класса к уроку; организация

внимания.

Прозвенел опять звонок

Он зовёт нас на урок.

На уроке не зевать,

А работать и писать!

Посмотрите на девиз нашего урока:«Учитесь тайны открывать!»

А что такое тайна?

А вы готовы открывать тайны? Так, начнём

Планирование деятельности

Проверяют готовность к уроку.

Дети высказывают свои предположения.

Личностные: определиться в желании грамотно писать.

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

1 . Словарная работа

На доске слова с пропущенными буквами (сн_гирь, _прель, х_р_шо, _лф_вит,р_бята)

Новое слово составьте из первых букв этих слов (сахар). Пропишите, поставьте ударение

Показ презентации.

Беседа вреден или полезен сахар.

Текст к презентации

Сахар к нам пришел из Индии. Добывают сахар из сахарного тростника.

Позже научились получать из сахарной свеклы.

Сахар необходим человеку, так как снабжает его энергией. Но избыток сахара может привести к заболеваниям, кариесу.

Как же быть?

Нужно есть продукты, которые будут снабжать нас сахаром, усваиваться огранизмом не нанося вреда. Это фрукты.

В это время учащихся у доски выполняют транскрипцию слова слова, 2 – записывает однокоренные слова и выделяет корень

Проверка работы ребят, которые работали у доски, сами учащиеся оценивают их.

Обратить внимание на то, что слово как слышим, так и пишем.

Отвечают на вопросы

Высказывают предположения.

Один из учащихся отвечает,

Ставят перед собой цель работы (верное написание элементов, аккуратность, не выходить за верхнюю и нижнюю строки и т.д .)

Оценивают работу(Какую цель ставил и получилось - не получилось)

(в тетрадях карандашом ставят отметку)

Учащиеся поднимают букву, которую нужно вставить.

Знакомятся с новым словарным словом.

Слушают, отвечают на вопросы

Подбирают и записывают однокоренные слова

Ставят цель работы, выбирают уровень.

Оценивают товарищей

Личностные:

ориентироваться на значимую для себя информацию.

Познавательные: уметь проводить анализ, синтез, сравнение информации, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные:

выполнять пробное учебное действие,

фиксировать индивидуальное затруднение в

пробном действии,

волевая саморегуляция в ситуации затрудне-

Коммуникативные:

выражать свои мысли с достаточной пол-

муникации.

Самоопределение к деятельности

- К какой части речи относится слово сахар. Давайте вспомним, что вы знаете о существительном.

Давайте вспомним: «Что такое речь?»

- Какие части речи вам знакомы?

Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?

Имя существительное

Имя прилагательное

Возьмите желтые карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить.

Почему вы не все слова распределили?

- А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

- А как называется эта часть речи?

- Значит, какая цель нашего урока.

В парах с помощью алгоритма учащиеся рассказывают друг другу правило об имени существительном, оценивают друг друга

Сущ., прил., гл.

Личностные: самостоятельное формулировать

тему и ставить цель урока;

принимать поставленную цель

постановка цели и задач урока 5 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Нужно распределить слова, по частям речи.

По 1 чел к доске, вслух проговаривают и записывают.

Они не относятся ни к одной из групп.

Не знаем.

Узнать, как называется новая часть речи

Первичное усвоение новых знаний

Составление алгоритма

Цель этапа:

. Построение и фиксация нового знания.

Для этого я предлагаю вам выполнить такое задание – возьмите синие карточки

Создаю проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод

« » - уже знал «-» - думал по-другому

«+» - новое для меня «?» - не понял, есть вопросы

Определите, правильно ли написан текст? найдите ошибки и исправьте прямо в карточках.

Сахар относится к одному из самых популярных продуктов питания. Сахар чаще используют в качестве добавки в различные блюда. Люди почти в каждом приёме пищи употребляют сахар. Сахар пришёл в Европу примерно 150 лет назад. Тогда сахар был очень дорогим и недоступным простым людям, его продавали на вес в аптеках.

Что нового узнали?

Что не поняли? (дом. задание – посмотреть в разных источниках информации, рассказать всем на след. уроке)

    какую ошибку вы заметили?

2. Как можно исправить?

3. Прочитайте исправленный текст.

4. назовите слова, которые вставили

5. Эти слова мы употребляем в речи?

6. Значит это часть речи?

7. А к какой части речи мы отнесем эти слова?

8. Вместо какой части речи мы их используем?

9. то есть чье место они занимают?

На доске

МЕСТО ИМЕНИ

Добавим букву Е .

Это и есть тема нашего урока.(прочитайте хором)

- Что же такое местоимение?

- Вы уже знакомы с некоторыми частями речи. Используя эти знания попробуйте сами вывести правило, что такое местоимение. на доске опорные слова, по ходу, я их выставляю в нужном порядке.

Давайте вспоминать, с чего начинается любое определение?

Местоимение-часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

Например: я, та, он, она, они, вы, мы

Открыли новое? узнали тайну?

Отвечают на вопросы.

Алгоритм на доске

Работают самостоятельно

повтор слова сахар – речевая ошибка)

Определяют тему и цель урока

Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.

На доске составляем алгоритм

Применение нового знания.

Новое знание открыли, что вы теперь должны сделать.

Открыли компьютеры, работаем в парах

(проговариваем друг другу, что делаете)

Кто правильно справился с заданием? молодцы! закрыли компьютер.

Научиться применять новое знание.

Работают на ноутбуках

Личностные:

самоопределе

ние к форме работы;

осуществление

самоконтроля в

деятельности.

Познавательные:

удержание

поставленной задачи,

осуществлять анализ, сравнение и выбор

информации

Определять основную и второстепенную информацию.

Регулятивные:

планировать учебное сотрудничество в группе;

уметь находить и исправлять ошибки в своей работе и работе других

уметь оценивать полученные результаты в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

уметь строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли с достаточной пол-

нотой и точностью, аргументировать своё мнение и позицию в ком-

муникации,

учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разные позиции, разрешать конфликты.

Физминутка

Я буду называть слова, а вы будьте внимательными, если услышите местоимение – садитесь на стул и сидите, как мышки, если я назову другие части речи, встаете и начинаете прыгать.

Дом, он, лес, зеленый, они, песня, я, вы, доска, он, парта, ручка, она, прыгайте, ты

Сели ровно, продолжаем урок.

первичная проверка понимания 5 мин. .

Применение новых знаний

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

создание ситуации успеха для каждого;

Возьмите красные карточки –

СОВА – ХИЩНАЯ ПТИЦА. … СЧИТАЕТСЯ ЛУЧШИМ ОХОТНИКОМ. У … МОЩНЫЕ КОГТИ И ЧУТКИЕ УШИ. … ЖИВУТ ПО ВСЕМУ СВЕТУ.

вставить пропущенные местоимения, работаем самостоятельно, затем обмениваемся листочками, проверяем.

Всё верно, Одна ошибка- +

Две ошибки, Три ошибки -

Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.

Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания

Проверка по эталону.

Дети поднимают руки.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе

знаний, выполнять действия по эталону.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полно-

той и точностью, формулировать и аргументировать своё мнение

в коммуникации, достигать согласование в парной работе.

Подвожу итоги работы в классе

    итак, какую тайну мы раскрыли на сегодняшнем уроке?

    как она называется?

    чем эта часть речи отличается от других, известных вам частях?

    расскажите определение

    какие местоимения вы уже знаете?

Отвечают на поставленные вопросы.

    что существует еще одна часть речи

    местоимение

    она не обозначает предметы, а указывает на них

    я, ты, мы, он…

Проставляют в тетради общий балл, набранный на уроке

Оценивают свою работу на уроке

Личностные: самооценка своей работы, адекватное понимание причин успеха / неус-

пеха в учебной деятельности.

Познавательные:

рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов дея-

тельности

Коммуникативные:

уметь отвечать на поставленные вопросы.

Домашнее задание

Изобразите на альбомных листах местоимения в образе предметов или животных

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

Рефлексия учебной деятельности

Составьте синквейн на тему местоимение

Составляют синквейны, зачитывают их

Список литературы:

1.Алтынова Т.В., Юдина О.А. Приглашаем на урок.2 класс. Волгоград: Учитель, 2011.

2.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. М.: Владос, 2001.

3.Канакина В. П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. М.: Просвещение, 2012.

4.Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. М.: Аквариум 2007.

5.Ситникова Т.Н.. Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 2 класс. М.: ВАКО, 2012.



Статьи по теме