Звание рыцаря мальтийского ордена. История мальтийского ордена от создания до начала великой осады. Древние языки рыцарей Мальтийского ордена

История — наука недостоверная, а потому не стоит воспринимать все прочитанное ниже за чистую монету. Следует понимать, что коль уж события прошлого века вызывают многочисленные споры и предполагают различные версии происходящего, то в изложении событий тысячелетней давности установить историческую достоверность и вовсе не представляется возможным, по крайней мере, орудуя теми инструментами и источниками, что доступны «простым смертным».

В то же время, именно это создает вокруг истории с многовековой выдержкой ореол мифической легендарности, что делает изучение древней историей невероятно занимательным процессом. И в первую очередь, это касается всевозможных сект, общество, культов и прочих организаций, подробности деятельности которых не предавались широкой огласке. И среди прочих, отдельный интерес вызывают религиозные рыцарские ордена, подчиняющиеся непосредственно Папскому престолу.

Один из таких орденов — Госпитальеры, они же Иоанниты, организация которых существует и ныне, нося название Суверенный Военный Орден Госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты. Или просто — Мальтийский орден.
Тут стоит заметить, что Орден возник отнюдь не на Мальте, да и к современной Республике Мальта имеет посредственное отношение, но наивысшей воинской славы рыцари-госпитальеры достигли в то время, когда главная их база находилась на Мальте, современная столица которой, город Валетта, названа в честь Жана Паризо де ла Валлетта, магистра Ордена и основателя города. Именно под его руководством рыцари выстояли в сражении, названном позже Великой осадой Мальты. Впрочем, обо всем по порядку.

В начале VI века, когда Иерусалим еще находился во владении Византийской империи, по инициативе папы Григория Великого в этом крупнейшем месте паломничества христианских пилигримов был организован госпиталь, где они могли подлечиться и отдохнуть. Спустя два века госпиталь получит «инвестиции» от Карла Великого, а еще два века спустя будет основательно разрушен «египетским» халифом Аль-Хакимом, ведшим войны с христианской Византией.

Однако, уже в 1023 году, халиф Али Аль-Заир позволил восстановить в Иерусалиме христианский госпиталь, доверив это дело купцам из богатой итальянской общины Амальфи. Госпиталь разместился на месте бывшего монастыря Св. Иоанна Крестителя и продолжил свою деятельность. Изначально в нем «работали» монахи из ордена Св. Бенедикта. Но, сразу после окончания Первого Крестового похода, в результате которого Иерусалим попал во владения христианского воинства, на базе госпиталя был основан монашеский орден Госпитальеров, известных также как иоанниты — по имени Иоанна Крестителя, небесного покровителя Ордена.

Основатель Ордена, Жерар Благословенный, начал активно скупать земли и основывать орденские лазареты-представительства в городах Малой Азии, что продолжил его последователь, Раймон де Пюи, учредив лазарет госпитальеров у Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Впрочем, организация быстро приобрела характерные черты военизированного формирования, начав не только заботиться о христианских паломниках, но и предоставлять им вооруженный эскорт, а со временем и принимать участие в военных действиях между христианами и мусульманами.

К середине XII века в иоанниты окончательно разделились на братьев-воинов и братьев-лекарей. Орден пользовался существенными правами, подчиняясь непосредственно папе. В то время, в пределах христианских владений в Малой Азии госпитальеры владели 7-ю крупными крепостями и 140-ка прочими поселениями.

Но, период расцвета был не долгим. Менее, чем за два столетия христиане утратили все завоеванные земли — последний крупный оплот крестоносцев, город Акра, был взят войсками молодого мамлюкского султана аль-Ашраф Халиля в 1291 году. Оставшиеся в живых рыцари вынуждены были покинуть Святую землю.

Оставаясь весьма весомой военной силой и не желая принимать участие во внутренней политике Кипрского королевства, приютившего иоаннитов, рыцари захватили остров Родос, который формально принадлежал Генуе, но на нем был расквартирован византийский гарнизон. Причем у генуэзцев рыцари остров купили, а вот византийцы, которых поддерживало местное население, сопротивлялись госпитальерам в течении еще нескольких лет. В 1309 году Родос таки покорился рыцарям и стал их основной базой вплоть до 1522 года.

В 1312 году был ликвидирован орден тамплиеров, богатства которого поделили французский король и римский папа, а земли, по большей части, перешли во владение иоаннитов. На основе этих владений были сформированы восемь лангов (административных единиц), но основная деятельность Ордена продолжалась в Средиземном море.

В течении двух веков родосские рыцари, превратившись, по большей части, в милитаризированную структуру, с переменным успехом сражались с африканскими пиратами и пресекали попытки организаций морских вторжений в Европу арабами и османами. В 1453 года пал Константинополь. Иоанниты остались единственной боеспособной силой, на регулярной основе противостоящей постоянно растущей мощи мусульманского мира.

Конец пребыванию госпитальеров на Родосе положил Сулейман Великолепный, организовавший против Ордена военный поход. В 1522 году, после полугодичной осады, в условиях тотального численного превосходства османов, Родос был захвачен. Выжившим рыцарям великодушный султан позволил покинуть остров.

Осада Родоса


В 1530 году, король Испании Карл V, отдал во владения госпитальеров остров Мальту. Рыцари продолжили свою деятельность и в 1565 году постаревший уже Сулейман вновь организовал поход на орден иоаннитов. Однако, в героической обороне Мальты рыцари выстояли, и турецкая армия, по ряду обстоятельств, была, в итоге, вынуждена отступать, понеся большие потери.

Осада Мальты


Победа в этом противостоянии, известном сегодня как Великая осада Мальты, разлетелась благой вестью по Европе, с ужасом в то время относящейся к Османской империи, чьи войска еще недавно осаждающей Вену. Практически сразу после победы мальтийцев был основан город Валетта. На щедрые пожертвования со стороны европейских государей, потекшие после славной победы, Валетта очень быстро разрослась в прекрасный современный город.

Тут можно заметить, что Валетта стала первым европейским городом, выстроенным по заранее разработанному генеральному плану в соответствии с нормами и правилами архитектуры. Работами руководил итальянский архитектор Франческо Лапарелли. В городе была обустроена канализационная система, а планировку улиц разработали с учетом потоков морского бриза, который свободно везде проникал, очищая воздух и способствуя эффекту кондиционирования.

План Валетты


В Валетте располагался один из лучших госпиталей того времени, где не только проводилось лечение, но еще и велись исследования в областях анатомии, хирургии и фармацевтики. В начале XVIII века на Мальте появилась общественная библиотека, а после — Университет, Школы Математики и Естественных Наук.

Один из главных архитектурных памятников Валетты — храм Святого Иоанна Крестителя, украшенный работами Караваджо и многих других выдающихся авторов.

До сих пор действует созданный вместе с самой Валеттой Департамент городского планирования, жестко регламентирующий все, что касается застройки, так что современная Валетта сохранила многие элементы исторической застройки, которые тщательно реставрируются и поддерживаются, ежегодно привлекая на остров множество туристов.

Но вот госпитальеры, одержав победу в своем главном сражении, постепенно начали вырождаться. Основные цели их организации, ради которых она создавалась, были недостижимы — заботиться о паломниках в Святую землю они не могли. Монашеские устои, на которых зиждился устав Ордена, в силу материального благополучия стали повсеместно нарушаться. Ну а постепенно прекращающиеся пожертвования вынудили мальтийцев зарабатывать, контролируя морские перевозки в Средиземноморье.

Со временем стало практиковаться занятие каперством, а иногда и откровенным пиратством, особенно по отношению к арабским судам. Активно использовалось т. н. «право висты» — полномочие подниматься на борт любого корабля, подозреваемого в перевозке турецких товаров, с последующей конфискацией этих товаров, которые перепродавались в Валлетте, где, под шумок, вполне спокойно действовал рынок рабов.

Моральное разложение большей части Ордена привело к бесславной капитуляции Мальты в 1798 году перед войсками Наполеона, который путем несложной хитрости занял Валетту и разогнал Орден. В прочем, не все члены Ордена окончательно пали морально, смирившись со столь бесславным концом и организация, хоть и оказавшись в изгнании, но продолжила существовать. На какое-то время их приютил в Санкт-Петербурге Павел I, удостоившийся в итоге титула великого магистра. Впрочем, после убийства императора деятельность Ордена в Российской империи была быстро свернута.

Орден неумолимо нищал и приходил в упадок, не имея постоянной базы. Так, большую часть XIX века у Ордена даже не было великих магистров, а управлением занимались лейтенанты. В 1879 году папа Лев XIII восстановил должность великого магистра, что явилось свидетельством частичного возрождения Ордена. Медицинская, гуманитарная и религиозная деятельность стали главными направлениями работы обновленной организации.

В течении XX века члены Ордена помогали гражданскому населению в периоды мировых войн, но деятельность их не носила масштабный характер, что, впрочем, не помешало им утвердится к концу века в качестве суверенного государства, на подобии Ватикана. И хотя споры по поводу правового статуса Мальтийского Ордена продолжаются, его дипломатические контакты все-таки дают право говорить о нем, как о карликовом, но все-таки государстве.


Сегодня руководство Итальянской Республики относится к Мальтийскому ордену, как к суверенному государству на своей территории и признает экстерриториальность его резиденции в Риме. А с 1998 года правительство Мальты передало Ордену во владение форт Сант-Анджело, сроком на 99 лет. Именно этот форт, некогда, сыграл решающую роль в Великой осаде Мальты.

В итоге, Мальтийский орден нельзя назвать тайной организацией. С первого взгляда. Потому как ежели присмотреться повнимательнее, станет очевидным, что о роде деятельности членов ордена, коих насчитывается около 13,5 тысяч (не считая целой армии волонтеров и медиков) — доподлинно ничего не известно, равно как и о причинах, по которым каждая третья страна мира поддерживает с этой организацией официальные дипломатические отношения.

Можно лишь предположить, что оккультные мистерии, практиковавшиеся во всех рыцарских орденах, несмотря на всю их внешнюю «религиозность», никуда не подевались — их адепты бережно передавали сокровенные знания из поколения в поколение, старательно оберегая их от нечестивых представителей рода людского, пусть даже и являвшихся членами того же ордена. Ну а мудрость и знания, накопленные за многовековую, практически тысячелетнюю историю — и есть тот самый инструмент, позволяющий столь небольшой, в масштабах целого мира, организации заставлять считаться со своим мнением даже сильнейших мира сего.

Итак, в 1530 году госпитальеры перебрались на Мальту – новая остановка ордена в его тысячелетних странствиях по миру; с тех пор их стали называть мальтийскими рыцарями. В очередной раз они все начали с нуля на этом бесплодном каменистом острове: строили крепости, общежития, госпиталь, обзаводились хозяйством.

Время шло, и мир менялся: крестоносцы, крестовые походы, рыцарские подвиги и турниры уходили все дальше в прошлое, а орден госпитальеров превращался в живой анахронизм. Времена славы ордена уходили все дальше в прошлое. Создается впечатление, что самый славный момент в истории ордена на Мальте был в самом начале мальтийской эпопеи – в 1565 году.В мае этого года госпитальеров, едва успевших обосноваться на острове и построить укрепления, осадили войска того же самого Сулеймана Великолепного, которому в 1523 году госпитальеры сдали Родос. С тех пор прошло 42 года; Сулейман был слишком стар, чтобы лично возглавить войска; его замещали командующий сухопутными войсками Мустафа-паша и адмирал турецкого флота Пиали; впоследствии на помощь Мустафа-паше и Пиали прибыл адмирал Драгут.

Оборону Мальты возглавлял великий магистр ордена Жан Паризо де ла Валетт , именем которого сейчас названа столица острова Ла Валетта или просто Валетта. Храбрый гасконец, великодушный, безрассудный, не знающий поражений, удачливый во всем… Вам этот портрет никого не напоминает? Мне это описание очень напоминает известного литературного героя А. Дюма – д"Артаньяна. Возможно, какие-то черты гасконца д"Артаньяна были для красоты слога и занимательности рассказа заимствованы современными составителями биографий гасконца ла Валетт.

Достоверно известно, что молодой рыцарь Жан де ла Валетт был в числе 180 рыцарей, покинувших Родос после капитуляции; а в 1565 году уже в звании великого магистра ордена и в возрасте 71 года он организовал оборону Мальты от войск Османской империи.
Турки приложили все силы, чтобы взять укрепления; госпитальеры – чтобы их удержать. Однако на этот раз помощь прибыла вовремя: после прибытия на остров 8-тысячного подкрепления во главе с вице-королем Сицилии, военачальники Сулеймана сняли осаду и оставили Мальту.
После этого героического эпизода начались серые будни – если можно назвать буднями беспрестанные морские битвы с барбарийскими пиратами, совместные с флотами других европейских государств морские операции против Турции и ее североафриканских вассалов.

Трижды в год галеры Ордена выходили на Корсо - погоню в открытом море за пиратскими судами из Алжира, Туниса и Триполи(возможно, что и не только за пиратскими, но оставим это на совести рыцарей Ордена). Мальтийские рыцари прославились как великолепные мореходы; в 17 веке мальтийский флот считался лучшим на Средиземном море.

Но прошло время и корсарских подвигов. С наступлением XVIII века, открывшегося захватом Великобританией Гибралтара, в Средиземноморье начинается эпоха соперничества великих держав. Кончаются мелкие войны, развивается торговля. На Средиземном море воцарился относительный порядок.
Не обошли перемены и мальтийских рыцарей. Морских судов у ордена становилось все меньше; они все чаще стояли у причалов. Красивые идеалы первых веков существования ордена постепенно превращаются в красивые, но пустые слова. Рыцари-госпитальеры с пользой проводят время в театрах, тавернах и кафе, играя в карты или бильярд, общаясь с доступными женщинами; не слишком обращая внимание на обет целомудрия; единственно, придерживаясь обета безбрачия.

Святой долг и обязанность госпитальеров – работа в госпитале – превращается в неприятную и обременительную повинность, а Мальта – в некий аналог привилегированного военного колледжа для младших отпрысков аристократических семей.
Подобная ситуация обычно называется некрасивым словом «разложение». Было ли это действительно разложением ордена, или просто мелкими вольностями молодых братьев ордена, неизвестно, поскольку относительно дальнейших событий, а именно – добровольной капитуляции Мальты перед войсками Наполеона Бонапарта – существует несколько версий.

Версия первая, официальная, обнародованная на сайте Мальтийского ордена : Орден Госпиталя святого Иоанна Иерусалимского был создан для борьбы с неверными; устав ордена запрещает рыцарям ордена вступать в вооруженные конфликты с христианскими государствами.
Версия вторая: у рыцарей ордена к этому времени уже не было ни умения, ни желания сражаться; при первой же серьезной угрозе бездельники, считавшие пьянство, карточные игры и разврат своими основными занятиями, пошли на капитуляцию.
И третья версия, (очевидно, она наиболее вероятна): пусть не все, но рыцари ордена сражаться желали, и великий магистр Фердинанд фон Гомпеш пытался организовать оборону острова. Устоять против армии победоносного Бонапарта у мальтийских рыцарей было немного; к тому же мальтийцы – коренное население острова – не желая переносить тяготы войны и иметь «на чужом пиру» похмелье, потребовали от рыцарей прекратить сопротивление, что последние и сделали.
Как бы там ни было, но 12 июня 1798 г.рыцари Мальтийского ордена подписали капитуляцию, из уважения к прошлой славе ордена официально названную Наполеоном «конвенцией». Остров был присоединен к Франции, а госпитальеры снова – в который уже раз! – стали бездомными скитальцами.
И здесь история совершает неожиданный поворот: орден, в течение семи столетий базировавшийся в Средиземноморье, вдруг возымел желание перебраться в далекую северную страну; российский император Павел 1 был избран великим магистром Мальтийского ордена.

По существующей традиции, упоминая о гроссмейстерстве Павла 1, принято посмеиваться над ним; в лучшем случае, его называют экстравагантным; в худшем – попросту дураком. Однако, если поинтересоваться предысторией этого события, оно не было таким уж неожиданным, а Павел не был таким уж глупцом.
Контакты России с Мальтийским орденом начались еще при Петре 1, который пытался вывести Россию из вековой изоляции и «…в Европу прорубить окно». На Мальту приехал, якобы с частным визитом, ближний боярин Борис Петрович Шереметьев – был принят с почетом, пожалован в кавалеры Мальтийского ордена, получил золотой с бриллиантами Большой Крест Ордена Госпитальеров; однако никаких последствий этот визит не имел.

Далее я нашла упоминание о том, что Екатерина 2 на второй день после переворота(низложения Петра 3 и захвата ей власти), рассылая письма главам европейских государств, одно из писем адресовала на Мальту, очевидно полагая, что Мальтийский орден играет не последнюю роль в европейской политике. Также известно, что во времена правления Екатерины 2 Россия рассматривала Мальту как важный пункт для промежуточной остановки, ремонта и пополнения запасов воды и провианта для российского флота на Средиземном море ; на Мальте почти всегда находился русский консул; а в 1784 году в Европе даже стали распространяться слухи о том, что Королевство обеих Сицилий, которому принадлежала Мальта, переуступило свои права на остров России.
Россия была заинтересована в Мальте, а Мальта – в России, поскольку после секуляризации владений ордена во Франции после Великой Французской революции единственным источником доходов ордена стали доходы от Великого Приорства Польского, которое тем временем, после второго раздела Польши в 1793 году, перешло к России.
Кое-кто утверждает, что это был план Великой Екатерины – добиться провозглашения нелюбимого сына Павла 1 великим магистром Мальтийского ордена, для чего он должен был принять католичество и уже не мог, вследствие этого, претендовать на российский престол, который переходил к любимому внуку Екатерины Александру 1.

Однако в оставшиеся годы жизни Екатерины никаких соглашений с Мальтийским орденом не было заключено, зато после прихода к власти Павла 1 события развивались очень быстро: в 1797 году Павел принял титул протектора(покровителя) ордена, а в 1798 году, после того, как рыцари Мальтийского ордена во главе с магистром Фердинандом фон Гомпешем сдали Мальту Бонапарту, собравшиеся в России кавалеры ордена из польского и российского великих приорств провозгласили фон Гомпеша низложенным и избрали великим магистром Мальтийского Ордена Павла 1. Впоследствии к командорствам, признавшим Павла 1 великим магистром, присоединились западноевропейские командорства (исключая командорства Испании и Италии).

Как развивались бы события дальше, неизвестно, поскольку уже в 1801 году Павел 1 был убит; сложившаяся ситуация позволила его преемнику Александру 1 до 1810 года торговаться за влияние на орден с антифранцузской коалицией и папой римским. Лишь в 1810 году, потеряв надежду что-либо приобрести в этой торговле, Александр 1 объявил, что «… России Мальта не нужна».
До сих пор рассказ о великом магистре Мальтийского Ордена российском императоре Павле 1 завершался приблизительно следующим пассажем: «…Павел 1 был убит в результате заговора, что было очень кстати, так как избавило Россию от многих бед, в которые ее мог ввергнуть дурак-император».
А сейчас задумаемся: сколько было в российской истории царей, награжденных эпитетом «дурак»? Был царь – Грозный, был царь – Великий, был царь – Тишайший, был – Освободитель… Разные были цари. Но дураков было только два: Петр 3 и Павел 1. Как ни странно, это – именно те самые цари, которые, имея законные права на российский престол, были с него насильственно свергнуты и убиты!
Ну, а далее пропагандистская служба узурпатора престола выдавала официальную версию событий: «…царь-де убитый – дурак был, полный идиот; мало ли чего мог наделать, на российском престоле сидя; вот и убили его для блага государства; а новый царь у нас(или царица) – умнейший человек, душой за государство и народ болеет…». Версия распространялась среди простонародья и благородных сословий, записывалась черным по белому в частных письмах и официальных указах, попадала в газеты и книги, а затем уже и на каменных скрижалях истории навечно застывало: «Павел 1 – дурак и самодур.»
А Павел, похоже, был вовсе не дурак . Одним из главных свидетельств его ненормальности представляют его страх быть убитым; но, как оказалось впоследствии, его опасения были вполне обоснованны – так оно и случилось. Поставил всю Россию во фрунт, ввел жестокую палочную дисциплину в армии? А до этого дисциплина в армии была не на высоте… Екатерининские орлы-гвардейцы, в свое время на остриях штыков вознесшие на престол Екатерину, пожинали плоды этого деяния – вседозволенность и монаршее попустительство: пили-гуляли по столичным кабакам, развлекались карточными играми и мордобоем.
Поскольку еще Петр 1 ввел правило: дети дворян не станут офицерами, пока не отслужат в гвардии солдатами, в екатерининские времена повсеместным обычаем стало записывать в армию только что родившегося или еще даже не родившегося ребенка; пока дитя подрастало, ему шла выслуга лет, присваивались чины… и таких офицеров было немало. Павел 1 издал указ, согласно которому все офицеры должны были в кратчайший срок явиться в полки, к которым были приписаны; неявившиеся вычеркивались из списков. Естественно, офицеры, лежавшие в тот момент в колыбелях, были исключены; количество офицеров в армии резко сократилось… и дало возможность историкам впоследствии объяснить это сокращение самодурством Павла, якобы разжаловавшего и сославшего в Сибирь лучших офицеров российской армии.
Еще одно из распространенных обвинений в адрес Павла 1: ввел новую форму для армии, которая стала предметом насмешек(« … мы едва могли удержаться от смеха, настолько все нами виденное напоминало нам шутовской маскарад»)
и на неудобство которой поступало много жалоб. Это не удивительно: изменения в военной форме, введенные Павлом 1, просто повторили изменения в мужской западноевропейской одежде, произошедшие к концу 18 века . Вот иллюстрация произошедших перемен(это гражданская одежда; хороших иллюстраций для сравнения военной формы я не нашла, но это не суть важно).

Слева – мода второй половины 18 века, справа – последнее десятилетие этого же века. Изменения разительные. Обычно одежду, соответствующую последним изменениям моды, начинает сначала носить небольшая часть населения, так называемые «модники», или новаторы; они часто подвергаются всеобщему осмеянию, затем постепенно насмешки стихают, и одежду новой моды начинает носить все большее количество людей, вплоть до заядлых консерваторов. Павел же, введя новую военную форму, заставил переодеться «вдруг и сразу» практически всю Россию; последовала вполне естественная реакция – недовольство и насмешки.

Далее… По Интернету уже некоторое время кочует рассказ, подтверждающий глупость императора Павла 1 – о том, что якобы по его распоряжению, солдаты были обязаны приклеивать накладные косу и букли на предварительно намазанную салом голову. Чтобы убедиться, что этого не могло быть, не нужно даже разыскивать в истории какие-либо опровержения данного факта.
Я думаю, что мужчины это знают все; а женщины – спросите сейчас, пожалуйста, ваших мужей: какая первая операция перед склеиванием двух поверхностей? Что необходимо сделать, прежде чем что-то склеивать? Правильно: обезжиривание. Перед склеиванием нужно обезжирить склеиваемые поверхности, иначе никакой клей не поможет что-то приклеить. Конечно, на смазанную салом голову накладные букли и косу приклеить было невозможно. Глупая выдумка или неточный перевод из какого-то западного источника, вроде «развесистой клюквы» Александра Дюма.

Кстати, косица в прическе павловского солдата все-таки выполняла некую полезную функцию, поскольку в нее вплетался металлический прут, который мог предохранить шею от сабельного удара. Некий слабый аналог современной каски… Ну, а если обратиться к истории, то можно найти упоминания о том, что напудренные волосы, букли и коса или «пучок» были обычной прической для 18 века, в чем можно убедиться здесь – в портретной галерее любовников Екатерины 2.
Павел 1 всего лишь регламентировал военную прическу, сведя ее к единому образцу. И отменил в армии тупей. А тупей – это во-о-о-т такая прическа…

Мальтийский орден имеет статус организации-наблюдателя при ООН и в Совете Европы . Имеет дипломатические отношения со 107 государствами , поддерживаемые при помощи большого количества послов.

По международному праву Мальтийский орден является государствоподобным образованием , при этом сам орден позиционирует себя как государство . Суверенитет Мальтийского ордена рассматривается на уровне дипломатических миссий, но не как суверенитет государства . Иногда рассматривается как карликовое государство .

Орден выдаёт собственные паспорта, печатает собственную валюту и марки. Имеет почтовые соглашения примерно с 70-80 странами . Великий магистр ордена несёт службу в качестве папского вице-короля, предоставляя дипломатам Ватикана процессуальную поддержку при подаче ходатайств, при внесении предложений о поправках, а также при необходимости принятия решений в сфере международной дипломатии . Претензии ордена на суверенитет оспариваются некоторыми учёными .

История

Предтечей ордена был основанный в Иерусалиме в 1080 году амальфийский госпиталь, христианская организация, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. После занятия христианами Иерусалима в 1099 году в ходе Первого крестового похода эта организация превратилась в религиозно-военный орден со своим собственным уставом. На орден была возложена обязанность охранять и защищать Святую землю.

Вслед за захватом Святой земли мусульманами орден продолжил деятельность на Родосе , владыкой которого он являлся, а после падения Родоса в 1522 году действовал с острова Мальта , находившейся в вассальном подчинении у испанского вице-короля Сицилии. В XVI столетии Орден ведет активную борьбу против османской экспансии, а также против арабских и берберских пиратов, действовавших в Средиземном море и выступавших союзниками Османской империи (Оттоманской Порты). Де Поинси , назначенный губернатором французской колонии на острове Сент-Китс в 1639 году, украсил форму своей свиты символами ордена, так как к тому времени уже был видным рыцарем Святого Иоанна. В 1651 году госпитальеры приобрели у Компании Американских Островов остров Сент-Китс , остров Сен-Мартен , а также остров Сен-Бартелеми . Присутствие ордена в Карибском море было омрачено смертью де Поинси в 1660 году, который приобрёл также, в качестве личного владения, остров Санта-Крус и передал его рыцарям Святого Иоанна. В 1665 году орден продал свои владения в Карибском море Французской Вест-Индской Компании , положив тем самым конец своему присутствию в регионе. После захвата Наполеоном Мальты в 1798 году российский император Павел I предоставил рыцарям убежище в Санкт-Петербурге (см. Мальтийская корона , Мальтийская капелла , Орден Святого Иоанна Иерусалимского).

Население

По данным Ордена его членами являются 13 500 человек, также в структуре ордена присутствуют 80 тысяч волонтёров и более 20 тысяч медицинских работников . Главные чиновники Ордена и дипломаты имеют паспорт Ордена. Всего выдано около 400 паспортов . Паспорт Мальтийского Ордена признаётся многими странами, его обладатель имеет право безвизового въезда в 32 страны .

Согласно Конституции члены Ордена разделяются на три класса. Все члены должны вести примерный образ жизни в соответствии с учением и заповедями Церкви и посвятить себя работе Ордена по оказанию гуманитарной помощи.

Члены Первого класса - Рыцари Справедливости, или Признанные Рыцари, и Признанные Монастырские Капелланы, которые дали обеты «бедности, целомудрия и послушания, ведущие к совершенствованию по Евангелию». Они считаются монахами по Каноническому праву, но не обязаны жить в монашеских общинах.

Члены Второго класса - рыцари послушания и донаты справедливости, давшие обет послушания, должны жить по христианским принципам и возвышенным нравственным принципам Ордена. Донаты справедливости обязаны соблюдать предписания для рыцарей послушания касательно совершения молитв и обязанностей по отношению к Ордену и его членам. Принятое обещание обязывает рыцарей послушания и донатов справедливости выполнять задачи Ордена по указаниям их орденских начальников.

Они подразделяются на три категории:

  • Рыцари и Дамы Чести и Преданности в Послушании
  • Рыцари и Дамы Милости Господней и Преданности в Послушании
  • Рыцари и Дамы Милости Магистра и Преданности в Послушании

Члены Третьего класса - члены Ордена, которые не принимают ни обета, ни обещания. Они берут на себя обязательство вести примерный христианский образ жизни и принимать активное участие в уходе за больными и оказываемой Орденом социальной помощи.

Они подразделяются на шесть категорий:

  • Рыцари и Дамы Чести и Преданности
  • Монастырские Капелланы ad honorem
  • Рыцари и Дамы Милости Господней и Преданности
  • Магистральные капелланы
  • Рыцари и Дамы Милости Магистра
  • Донаты (мужчины и женщины) Преданности

Требования к принятию в различные классы и категории определяются Кодексом.

Экономика

Орден имеет некоммерческую плановую экономику . Источники доходов - доходы от собственности (в особенности в Австрии и Италии) , пожертвования, а также продажа почтовых марок и памятных монет .

Средний бюджет Ордена составляет 200 млн евро в год. Содержание центральной администрации Ордена финансируется за счёт собственных доходов Ордена. Работа по всему миру оплачивается из прочих источников - от правительств-доноров, признающих результаты работы организации, Европейского союза, ООН. Если появляется кризисная ситуация, связанная с природными катаклизмами (цунами, землетрясения и т. д.), Орден организует специальные акции по спасению людей, под которые также идёт сбор денег .

Правительство

Правительством Мальтийского ордена является Суверенный Совет. Он состоит из Великого магистра, возглавляющего Совет, четырёх лиц, занимающих самые высокие посты (Великого командора, Великого канцлера, Великого госпитальера и Хранителя Общей Казны) и шести других членов. За исключением Великого магистра, все они избираются Генеральным собранием на пятилетний срок. Суверенный Совет созывается Великим магистром, его совещания проходят в резиденции Мальтийского ордена по крайней мере шесть раз в год и при возникновении необходимости.

Князь и Великий магистр

Великий магистр избирается из признанных рыцарей Большим Государственным Советом на пожизненный срок. В соответствии с Конституцией он как высший религиозный чин и правитель государства должен полностью посвятить себя деятельности Ордена и показывать пример благочестивой жизни по христианским принципам всем членам Ордена. Он имеет верховные полномочия. Вместе с Суверенным Советом Великий магистр принимает законодательные меры в тех случаях, которые не регулируются Конституцией, провозглашает правительственные постановления, распоряжается средствами Общей Казны, ратифицирует международные соглашения и созывает Генеральное Собрание.

Государства, с которыми Орден поддерживает дипломатические отношения, признают Великого магистра как главу государства, с соответствующими прерогативами, иммунитетом и привилегиями.

Великому магистру присваивается титул князя с предикатом Его Преосвященнейшее Высочество, а Римская Католическая Церковь дарует ему сан кардинала .

Резиденцией Великого магистра является, как и местопребыванием правительства Ордена, Магистральный дворец в Риме.

Если по какой-то причине избрать Великого магистра нет возможности, избирается Лейтенант Великого магистра, который является его наместником-заместителем. Лейтенант Великого магистра, обладая всеми полномочиями главы Ордена, избирается, однако, не пожизненно, а сроком на один год, после чего проводятся новые выборы.

С 24 января 2017 года после ухода в отставку Его Преосвященнейшего Высочества фра Мэтью Фестинга и её принятия Суверенным Советом 28 января должность оставалась вакантной до избрания нового Великого магистра. Лейтенантом ad interim (временно исполняющим обязанности) до 29 апреля 2017 являлся Великий командор фра Людвиг Хоффманн фон Румерштайн. 29 апреля 2017 Большой Государственный совет избрал Лейтенантом Великого магистра Джакомо Далла Торре дель Темпио ди Сангинетто (р. 9 декабря 1944, Рим) . По истечении годичного срока 2 мая 2018 года был созван Большой Государственный совет, на котором Джакомо Далла Торре избран 80-м Великим магистром Суверенного Мальтийского Ордена .

Великий командор

Великий командор - религиозный глава Признанных Рыцарей и Рыцарей и Дам - послушников. В его обязанности входит распространение принципов справедливости, курирование Великих и малых Приоратов, составление отчётов в Ватикан о визитах, о состоянии дел и о жизни Ордена и общий присмотр за религиозными аспектами деятельности Признанных Рыцарей и Рыцарей-послушников.

В частности, он отвечает за обучение членов Суверенного ордена тому, как правильно выполнять принципы Tuitio Fidei e Obsequium Pauperum (жить по справедливости и заботиться о бедных и больных). Великий командор также отвечает за часовню Дворца Магистра и организацию паломничеств. Он является регентом Великого магистра в случае его смерти, отставки или недееспособности.

На протяжении истории непрерывно шёл процесс развития трёх основных документов. Следует отметить, что на протяжении всего своего существования документы, как и все источники базировались на Каноническом Праве Римской Католической Церкви. Его принципы закладывались в основу всех правовых актов Ордена. Таким образом, изменения в главном документе Церкви влекли за собой соответствующие изменения документов Ордена. В качестве примера можно привести изменения Кодекса Канонического права 1917 и 1983 годов. Также в 1969 году Орденские Уставы отреагировали на предписания декрета Второго Ватиканского Собора об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям «Perfectae Caritatis » и апостольского письма «Ecclesiae Sanctae». Помимо документов перечисленных в Конституции также действуют «обычаи Ордена, все привилегии, дарованные и признанные папами. <…> Следует особенно выделить Конституцию Папы Бенедикта XIV „Inter illustria“ 1753 года. Права, обычаи и привилегии действительны, пока они остаются в силе в соответствии с нормами канонического права, Конституции Ордена и Кодекса».

17 сентября 1919 года великий Магистр совместно с Орденским Советом утвердил «Органические нормы Суверенного рыцарского Ордена Мальты» (Norme organiche del sovrano Ordine militare di Malta). Затем их заменил Временный Устав или Временные Статуты, после 1921 года они обрели законную силу. По настоянию Ватикана, 5 мая 1936 года был принят обновлённый Устав Мальтийского Ордена, в котором подчёркивалось подчинение Орденского права новому общецерковному праву. Папскому престолу это было необходимо, чтобы остановить тенденцию превращения Мальтийского Ордена в чисто светскую организацию. «Таким образом, именно с этого момента можно уже однозначно говорить о превращении Мальтийского Ордена в чисто „папский“, и окончательном закреплении власти Ватикана над Орденом». В 1961 году Святой Престол утвердил Конституцию Ордена, а в 1966 - Устав и Кодекс Ордена.

Что касается последних изменений в Конституции, то они были внесены решениями Чрезвычайного заседания Генерального Капитула, проходившего в Италии в 1997 году Новый текст был одобрен Ватиканом и опубликован в «Официальном Бюллетене» Ордена 12 января 1998 года. Так отозвался о Конституции Иоанн Павел II: «Она основывается на фундаментальных ценностях милосердия и благотворительности, что беспрестанно вдохновляли Орден сквозь века».

Международные отношения

Орден имеет дипломатические отношения со 107 государствами . Имеет статус наблюдателя при ООН и в Совете Европы. Суверенный статус ордена признан множеством международных организаций, членом которых он является. Помимо Организации Объединённых Наций , признан другими организациями.

Несколько государств не признают паспорта Мальтийского Ордена и не имеют с ним дипломатических отношений: Нидерланды, Финляндия, Швеция, Исландия и Греция.

Отношения Мальтийского ордена с Россией неоднократно изменялись. Император Павел I установил с ним тесное сотрудничество, приняв статус великого магистра и протектора Ордена. Орденская система России и самого Мальтийского ордена были частично интегрированы.

Первый класс

  • Признанные рыцари справедливости
  • Признанные конвентуальные капелланы

Второй класс

  • Рыцари справедливости в послушании
  • Рыцари чести и преданности в послушании

Третий класс

  • Рыцари милости и преданности
  • Рыцари милости магистра и преданности
  • Донаты I класса
  • Донаты II класса
  • Донаты III класса

Первый класс (Рыцари справедливости и конвентуальные капелланы)

Почтенный Бальи - признанный кавалер Большого креста справедливости, принявший торжественные обеты Признанный кавалер Большого креста справедливости, принявший торжественные обеты Признанный командор справедливости, принявший торжественные обеты Признанный кавалер справедливости, принявший торжественные обеты Признанный кавалер справедливости, принявший простые обеты Кавалер, поступивший в новициат Признанный конвентуальный капеллан Большого креста справедливости, принявший торжественные религиозные обеты Признанный конвентуальный капеллан справедливости, принявший торжественные религиозные обеты Признанный конвентуальный капеллан справедливости, принявший простые религиозные обеты

Второй класс (Рыцари и дамы в послушании)

Бальи - кавалер Большого креста в послушании Кавалеры и дамы Большого креста в послушании Кавалеры и дамы в послушании Донат справедливости Бальи - кавалер Большого креста чести и преданности с крестом признанного рыцаря ad honorem Бальи - кавалер Большого креста чести и преданности Кавалер Большого креста чести и преданности Кавалер чести и преданности - обладатель фамильного командорства Кавалер и дама чести и преданности Бальи - кавалеры Большого креста чести и преданности для Кардиналов Святой Римской Церкви Конвентуальный капеллан Большого креста ad honorem Конвентуальный капеллан ad honorem Кавалеры Большого креста милости и преданности с лентой Кавалеры и дамы Большого креста милости и преданности Кавалеры и дамы милости и преданности Магистральный капеллан Кавалеры Большого креста милости магистра с лентой Кавалеры и дамы Большого креста милости магистра Кавалеры и дамы милости магистра

К концу XVI века, Иоанниты, воодушевленные своей непобедимостью, навеянной успешной защитой их острова в 1565 году и совместной победой христианских сил над османским флотом в сражении при Лепанто в 1571 году, продекларировали новые задачи, а именно защиту христианских купцов, торгующих в Средиземном море, а также освобождение христианских рабов, которые являлись как основным предметом торговли северо-африканских пиратов, так и основой их флота. Деятельность госпитальеров получила название корсо. Фактически мальтийские рыцари занимались корсарством, узаконенным пиратством.

Взяв под контроль Средиземное море, орден тем самым присвоил себе обязанности, традиционно выполняемые морским городом-государством Венецией. Сельскохозяйственные затруднения, вызванные бесплодием занимаемого орденом острова, вынудили многих госпитальеров "пренебречь чувством долга" и приступить к грабежам мусульманских кораблей. Все больше кораблей подвергались грабежам, доходы от которых позволяли многим госпитальерам вести праздную и богатую жизнь. Прибыль позволила им также брать местных женщин себе в жены, наниматься во французский и испанский флоты в поисках приключений и денег.

По мере роста известности и богатства госпитальеров европейские государства стали относиться к ордену более почтительно, вместе с тем, проявляя все меньше желания финансировать организацию, известную своей способностью зарабатывать крупные суммы в открытом море. Таким образом, замкнувшийся порочный круг увеличивал количество рейдов, а следовательно сокращал субсидии, получаемые от европейских государств. Вскоре платежный баланс острова стал полностью зависеть от завоеваний.

Тем временем, европейским государствам стало совершенно не до Иоаннитов. Тридцатилетняя война заставила их сосредоточить все силы на континенте.

Власти Мальты быстро оценили значение корсарства для экономики острова и всячески поощряли его. Вопреки клятве о бедности рядовым рыцарям позволяли оставлять себе часть награбленного, состоявшего из призовых денег и груза, изъятого на захваченном корабле. Кроме того, им позволили на вырученные деньги снаряжать собственные галеи.

Чтобы составить конкуренцию североафриканским пиратам, власти острова также закрывали глаза на рынок рабов, существовавший в Валлетте. Множество споров вызывала настойчивость госпитальеров на соблюдении права висты. Право висты позволяло ордену входить на борт любого заподозренного в перевозке турецких товаров корабля, а также конфисковать его груз с последующей перепродажей в Валлетте. Зачастую экипаж корабля был самым ценным его грузом. Естественно многие государства объявляли себя жертвами чрезмерного желания госпитальеров конфисковать любой груз, отдаленно относящийся к туркам.

Для того, чтобы как-то повлиять на растущую проблему, власти Мальты создали суд, Consigilio del Mer (морской совет), в котором капитаны, считавшие себя ошибочно пострадавшими, могли обжаловать свое дело, зачастую успешно. Островные власти попытались призвать к ответственности неразборчивых в выборе средств госпитальеров, чтобы успокоить европейские державы и немногочисленных благодетелей. И все же большой пользы эти действия не принесли.

В конечном счёте чрезмерная мягкость средиземноморских держав привела к краху госпитальеров в этот период их истории. После того, как они превратились из военного аванпоста в ещё одно небольшое торгово-ориентированное государство Европы, их роль взяли на себя торговые государства Северного моря.

Госпитальеры пробыли на острове 268 лет, превратив то, что они называли «сплошной скалой из песчаника», в цветущий остров с мощной обороной и столицей Валлеттой.

История Мальтийского Ордена от создания до начала Великой Осады

Земля Палестины, где жил, умер и воскрес Иисус, всегда считалась Святой Землёй. Столетиями люди с запада совершали паломничество к Гробу Господню и другим святым местам. Даже когда Иерусалим первый раз попал в руки мусульман в VII в., и для паломников, особенно индивидуальных, возникли препятствия, паломничество продолжалось. Для таких паломников Карл Великий открыл в Иерусалиме приюты. Однако в начале XI в., с приходом новых мусульманских властителей, ситуация изменилась. С паломниками стали плохо обращаться и всячески их беспокоить. В конце концов, халиф Хаким Фатимит, фанатик и безумный тиран, в 1009 г. сравнял Гроб Господень с землей и разрушил все христианские святыни.

Через тридцать лет после смерти Хакима нескольким купцам из Амальфи (в Италии) удалось восстановить приюты и церковь Гроба Господня. Однако, препятствия на пути паломников и христиан в Палестине устранены не были. Такая ситуация будоражила Европу, и многие европейские князья – авантюристы, подстрекаемые пламенными призывами английского проповедника Петра Пустынника и Папы Урбана II, соблазнялись отправиться в Крестовый поход и отбить святые места у сарацин. Первая попытка Крестового похода, предпринятая в 1096 г., окончилась печально, но следом выступило новое войско и продолжило борьбу в 1097 г. На этот раз поход был удачным и через два года Иерусалим пал к ногам христиан.

Такой удачный поворот событий вдохновил амальфианскую конгрегацию превратиться в «госпитальеров», служителей иерусалимского бенедиктинского госпиталя, посвященного святому Иоанну Крестителю, и сплотиться вокруг своего лидера – брата Герарда Саксонского. Он был бенедиктинцем, расширившим конгрегацию и превратившим ее в Орден Святого Иоанна Иерусалимского (1110-1120 гг.). Благодарные лорды и князья, излечившие свои раны в госпитале, вскоре стали помещать часть своего имущества во вновь основанный Орден, не только на месте, но и в дочерние отделения, позднее образовавшиеся в разных частях Европы. В 1113 г. Папа Паскаль II взял Орден под свое покровительство и в награду за его служение придал ему в лице брата Герарда новый более воинственный статус. Подлинный документ, удостоверяющий этот важный момент в истории Ордена, находится в Мальтийской Библиотеке. В нем написано: «Папа Паскаль II жалует своему почтенному сыну Герарду, основателю и провосту Госпиталя в Иерусалиме, грамоту об учреждении Ордена Госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского по ту и эту стороны моря, в Европе и в Азии».

С возобновлением войны с сарацинами некоторые рыцари Ордена стали воинами, они вместе с новыми последователями сформировали основу Ордена Рыцарей Храма или тамплиеров. Этот Орден вскоре получил большую силу и значимость, когда его рыцари были призваны для непосредственной борьбы с мусульманами. Многие форты и замки, построенные тамплиерами в Палестине, Сирии и Иордании за годы этой борьбы, сохраняли важное стратегическое значение.

Тем не менее, Крестовый поход 1147 г. закончился неудачей, и необходимые силы для следующего собрались только к 1189 г. В этот раз среди прочих лидеров находился король Ричард I Английский , названный вскоре Львиным Сердцем, благодаря которому, в основном, и был достигнут успех. Однако распри между вождями вредили Ордену больше, чем усталость от сражений. Рыцарская доблесть, лежавшая в основе Крестового похода, начала тускнеть, и скоро Ричард остался один в своей борьбе. Его твердость и стремление к поставленной цели, вместе с огромной энергией и самопожертвованием привели к победе в битве при Акре. Однако это было последним, что он смог сделать. Вскоре Ричард покинул Палестину, и его отъезд означал конец всего Крестового похода.

После перемещения тамплиеров на Кипр в 1191 г., рыцари госпитальеры, больше занимавшиеся уходом за ранеными и больными, взяли в руки оружие, чтобы защитить паломников на их пути в Святую Землю. Упрочил военное значение Ордена его второй глава Раймон де Пюи. Он первым стал именоваться Гроссмейстером (1125-1158 гг.) и продолжил наращивать силу, влияние и власть Ордена. Теперь Орден стал носить характер рыцарского, но его члены давали три монашеских обета: целомудрия, послушания и бедности.

Однако, после того как мусульмане, развернув очередные активные действия, в 1291 г. захватили последние владения христиан, и пребывание в Палестине стало невозможным, Орден переместился на Кипр. Однако это было неудачным решением, поскольку на Кипре у Ордена не было возможности реорганизоваться и совершенствоваться. Более того, ситуация ухудшалась тем, что тамплиеры, перебравшиеся на остров столетием ранее, были охвачены жаждой власти, исповедовали идеи масонства, плели тайные интриги, идя вразрез с идеалами Ордена. Все это заставляло Рыцарей Ордена искать новое пристанище.

Потребовалось для этого 19 лет, и в 1308 г. они нашли идеальное место на византийском острове Родос и добились территориальной независимости. Через год после переезда Рыцарей Святого Иоанна на Родос, в 1309 г. тамплиеры настолько погрязли в своих интригах, что их организация была запрещена, а пять лет спустя, в 1314 г. их последний гроссмейстер Жак де Моле был сожжен в Париже. Госпитальеры унаследовали заметную часть их имущества. Однако более важным являлось то, что Орден Святого Иоанна получил возможность привлекать молодых европейских аристократов и двигаться вперед, проведя необходимую реорганизацию.

Орден получил Родос - очень плодородный и один из наиболее прекрасных островов Средиземноморья. Другим важным фактором было то, что его геологическая структура представляла много мест, где рыцари могли строить необходимые укрепления, а также большое количество крепкого строительного материала. С поселением на новом месте, тогдашний Гроссмейстер, Фуке де Вийаре (1305-1319 гг.), вполне справился с реорганизацией, и Орден продолжал развиваться, базируясь на тех же старых обетах целомудрия, послушания и бедности.

Рыцари Ордена разделялись на пять групп. Первыми были Рыцари - Воины Справедливости (Military Knights of Justice) , преобладавшие в Ордене. Все они являлись аристократами, по крайней мере, в четвертом поколении, что подтверждалось тем, что это были сыновья известнейших фамилий Европы. Их всех без исключения призывали в Орден только после внимательного рассмотрения. Кандидаты, прошедшие испытание, проходили обряд посвящения в Рыцари с большой помпой. В сопровождении Рыцаря Большого Креста, проводившего их посвящение, они проходили с непокрытой головой в оружейную палату и облачались соответственно их новому статусу. Их товарищи приглашали их в зал Подворья, где они садились на ковер, постеленный на земле, и получали хлеб, соль и стакан воды. Рыцарь, возглавлявший церемонию, позднее в честь новых Рыцарей и их друзей давал банкет, также позволявший почувствовать аскетизм, соответствующий церемонии. Новые посвященные на год становились послушниками, после чего привлекались Конвентом – главной структурой Ордена для военной службы. Каждый год службы носил названия «караван». После трех таких «караванов» Рыцарь получал, по крайней мере, на два года место в Конвенте. Выполнив подобным образом свои обязанности в Ордене, Рыцарь был волен вернуться домой в Европу, но мог быть вызван Гроссмейстером в случае необходимости. Рыцари из первой группы могли выдвинуться на высокие должности Бейлифа, Командора или Приора.

Вторая группа Рыцарей оставалась для духовной службы в качестве Капелланов Послушания (Chaplains of Obedience). Обычной для них являлась служба в госпиталях или орденских церквях, однако, они полностью не освобождались и от службы в «караване». Эти Рыцари могли быть избраны на должность Приора или даже Епископа Ордена.

Третью группу составляли Служащие Братья (Serving Brothers), призывавшиеся для военной службы из уважаемых, но не обязательно аристократических родов.

Четвертую и пятую составляли Почётные Рыцари, различавшиеся по степеням Рыцари - Магистры (Magisterial Knights) и Светлейшие Рыцари (Knights of Grace), избиравшиеся Гроссмейстерами.

Другая классификация основывалось на национальности, по которой Рыцари принадлежали к одному из восьми «Языков». Это были: Арагон, Овернь, Кастилия, Англия (с Ирландией и Шотландией), Франция, Германия, Италия и Прованс. Наличие трех французских «Языков» было неслучайным, поскольку французы численно значительно преобладали в Ордене.

Руководство осуществлялось Гроссмейстером, избиравшимся Рыцарями на основании многолетней успешной службы на высших должностях. Гроссмейстер был также Президентом Верховного Совета, в состав которого входили также: Епископ Ордена, Приоры, Бейлиф, Рыцари Большого Креста и Деканы «Языков». В то время как Верховный Совет исполнял обычные административные функции, Общее Собрание членов Ордена созывалось раз в пять лет, а иногда и раз в десять лет. Об этих собраниях сообщалось за год, что давало возможность «Языкам» и отдельным Рыцарям подготовить к рассмотрению проекты реформ.

Эмблемой Ордена был восьмиконечный крест, введенный Гроссмейстером Раймоном де Пюи, символизировавший восемь добродетелей (Beatitudes), четыре стороны креста также означали четыре добродетели: Благоразумие, Умеренность, Мужество и Справедливость. Клятвы, даваемые Рыцарями при вступлении в Орден, придавали ему религиозный характер. Новопосвященные должны были обнять и поцеловать друг друга в знак дружбы, мира и братской любви. Отныне они именовали друг друга «братьями».

С переходом Родоса от византийцев в управление Ордена, Рыцари начали добиваться признания своей независимости. Все христианские силы и католические нации стали рассматривать Орден в его полном определении как Суверенный Военный Орден Святого Иоанна Иерусалимского. В связи с этим Гроссмейстер стал именоваться Князем Родоса. Орден продолжал расти в более мощную и богатую организацию знати, связанной целибатом и обязательствами помогать бедным, лечить больных и вести постоянную войну против мусульман в Средиземноморье. Эту последнюю клятву соблюдать неукоснительно было невозможно, поскольку, располагаясь на острове, Рыцари не могли продолжать успешные операции на суше. Несмотря на это, они продолжали запасать и сохранять своё вооружение, включая кольчуги и пластинчатые доспехи, как самих себя, так и для своих лошадей. Каждый Рыцарь имел трех лошадей: боевую, скаковую и вьючную, а также содержал слуг, несших щит и знамя. Помимо того, Рыцари вскоре начали строить больше галер и других судов, что делало возможным усилить атаки на вражеские морские пути из Турции и вблизи неё. Через некоторое время Рыцари приобрели мореходный опыт и другие способности, позволявшие им превратиться в христианских корсаров.

Хотя дух Крестовых Походов был надолго утрачен, и христианские государства стали поддерживать мирные отношения с мусульманами и монгольскими захватчиками, Орден никогда не покидало чувство опасности для христианства, и он соблюдал свою клятву бороться с исламом, вне зависимости от наличия или отсутствия союзников. Первой морской операцией на счету Родосских Рыцарей стало уничтожение в 1312 г. малым отрядом, возглавляемым самим Гроссмейстером Фуке де Вийаре, ранее бывшим одним из адмиралов Ордена, 23 турецких каботажных судов. Вскоре, соревнуясь с ним, Главнокомандующий (Grand Commander) Альберт Шварцбург, поддержанный генуэзскими корсарами повел объединенный флот из 24 галер и победил 50 турецких судов из Эфеса. Не прошло и года, как он же с восемью судами Ордена и шестью генуэзскими галерами разгромил флот из 80 турецких судов.

В 1334 г. в Авиньоне был заключен союз между королем Франции, Венецией, флотом Папы и королем Кипра для попытки под знаменем Рыцарей Ордена разжечь огонь Крестового Похода. Между тем, они в морском сражении уничтожили турецкий флот в заливе Смирны и принудили сам город к сдаче. Казалось, что XIV в. каждая из наций на стороне христиан стремилась броситься на мусульман, а орден возглавлял эти акции или предоставлял свои корабли. Галеры Рыцарей Ордена, на которых они совершали стремительные и бесстрашные атаки, не допуская возможности поражения, были популярны в Европе. Сообщения об их подвигах публиковались на больших листах в Неаполе, Марселе и Венеции и становились легендарными. Но для галер требовались сильные люди. Они заполнялись рабами-гребцами, воинами, моряками, а также нагружались вооружением и провизией, так что часто негде было лечь спать. Не было защиты от палящего солнца, дождя и морской воды. Залитые во время внезапного шторма продукты становились негодными к употреблению, люди болели. После успешных операций, галеры становились еще более переполненными пленниками и трофеями. Подвиги Ордена тех времен продолжали удивлять, даже учитывая ослабление Ордена в противостоянии могуществу ислама. В 1347 г. Фра Арнальдо де Перес Торес Каталонский сжег сотни турецких судов у Имброса. Десятью годами позже объединенный флот Ордена и Венеции под командованием Раймона Беренже, (будущего Гроссмейстера в 1365-1374 гг.) уничтожили 35 мусульманских судов. В 1361 г. один из адмиралов Ферлино д’Айраска во главе эскадры с помощью христианских корсаров захватил Адалию. Но наибольший успех пришел в 1365 г., когда только с 16 галерами он разграбил Александрию.

Не все акции Ордена носили исключительно военный характер. Рыцари часто становились христианскими корсарами, атаковали и захватывали мусульманские суда, возвращавшиеся в свои порты с грузами специй, шелка, золота и драгоценных камней. Добыча захватывалась, экипажи превращались в рабов для галер. В 1393 и 1399 гг. галеры Ордена прорывались в Черное море и атаковали осиные гнезда мусульманских корсаров, давно здесь существовавшие. В первый раз Рыцарей постигла неудача, они потеряли Гроссмейстера Эредиа и многих Рыцарей, попавших в руки врагов. Однако, со второй попытки успех был достигнут.

Однако, все эти вылазки, какой бы ущерб они не наносили флоту мусульман и их гордости, не могли препятствовать неуклонному нарастанию их мощи в XV в.

Началом перелома стал захват египетскими мамелюками Кастельроссо - изолированного поста Рыцарей в 1440 г. Враги на 19 судах обложили сам Родос, однако Рыцари в главе с Гроссмейстером Жаном де Ластиком (1437-1454 гг.) отразили атаку и преследовали противника до Анатолии, где высадились на берег и перебили 700 человек. В 1444 г. была произведена новая попытка осадить Родос, которую Рыцари также отбили. Однако, в этот момент над христианством нависла угроза со стороны турок под предводительством Мехмеда II Фатиха Завоевателя. Начав с захвата Константинополя в 1453 г., он за четыре года захватил также острова Кос, Лемнос и Лесбос.

Эти успехи мусульман создавали вокруг Родоса ряд потенциальных баз для атаки на остров и штаб-квартиру Рыцарей. В 1462 г. Общее Собрание Ордена специально собралось для обсуждения этой ситуации. Вывод был такой, что Родос хорошо укреплен и эти укрепления являются хорошей поддержкой для флота. Два года спустя Папа попытался поднять объединенный флот против мусульман. Однако, вследствие внутренних разногласий все христианские державы отказались. Отныне Орден оставался один перед лицом исламской угрозы.

В 1480 г. Родос снова был осажден, но рыцари сумели выстоять, хотя и понесли значительные потери.

Орден получил передышку, когда после смерти Мехмеда II в 1481 г. его сыновья начали бороться друг с другом. Под руководством Гроссмейстера Пьера д’Обюссона (1476-1503 гг.) Рыцари использовали это время для укрепления своих сил, насколько это было возможно. Подтверждением этого стал захват Адмиралом Людовикусом ди Скаленге большого числа турецких судов в 1502 г. Пятью годами позже Орден добился своей величайшей победы в беспощадной битве с объединенным мусульманским флотом у Александретты. Однако это была последняя победа Рыцарей и конец пребывания Ордена на Родосе, продолжавшегося более двух столетий.

Сулейман Великолепный , внук Мехмеда II , могущественный султан османов ни на минуту не забывал об Ордене. Он всегда восхищался доблестью Рыцарей и после воцарения на троне уважительно относился к ним и к их новому Гроссмейстеру Филиппу Вийеру де л’Иль Адаму (1521-1534 гг.). Однако такие чувства не мешали ему продолжать дело своих предков, стремясь сбросить Рыцарей с Родоса. Он выждал время, собирал силы и начал свою атаку на Родос в 1522 г. Флот Ордена в этот момент находился в состоянии переподготовки и был ослаблен. Чтобы не распылять силы, л’Иль Адам снял своих рыцарей с кораблей и укрепил гарнизон острова. Сулейман осадил Родос. Огромной турецкой армии противостояло 600 рыцарей и около 7000 солдат. После полугода осады, истощенные и полуголодные Рыцари, потерявшие большинство солдат и 240 «братьев», преданные одним из них, д’Амаралом, были принуждены капитулировать на рождество 1522 г. Отважная оборона разбудила благородство Сулеймана , и он не только разрешил Гроссмейстеру вместе с оставшимися Рыцарями беспрепятственно покинуть Родос, но и оказал им почести, когда они уходили с острова на свои галеры.

Орден был побежден, но не обесчещен. Его высокий престиж был сохранен, и хотя Орден находился в расстройстве, это давало шанс восстановиться и продолжить борьбу. Но было одно неотложное дело – найти новое пристанище.

Император Карл V Испанский, носивший и корону Священной Римской Империи, под властью которого находились также Кастилия, Арагон, Бургундия, австрийские владения дома Габсбургов, Нидерланды, Люксембург, Сардиния, Сицилия, большая часть Италии и испанские владения в северной Африке и Новом Свете, пригласил Орден Святого Иоанна использовать Сицилию в качестве временного пристанища в поисках нового дома.

Рыцари водрузили своё знамя в своём временном монастыре в Сиракузах. Они взяли с собой всё, что смогли забрать с Родоса, включая галеры, многие из которых находились в частной собственности рыцарей. И Орден, и отдельные рыцари для постройки своих крупных судов использовали различные европейские верфи, и случилось так, что 1 января 1523 г., когда произошла эвакуация с Родоса, в Ницце была спущена на воду каракка «Санта Анна», которая была построена для Ордена. Она была отправлена в Сиракузы и присоединилась там к остаткам флота. Будет нелишним подробнее рассказать об этой каракке, поскольку ей пришлось сыграть немаловажную роль в истории Ордена.

Каракки были тяжелыми судами, использовавшимися для перевозки войск и снаряжения, а также прочих грузов, которые нельзя было перевозить на галерах. Они были, конечно, не столь подвижны и быстры, однако лучше вооружены, что делало их очень полезными как дополнение к основному флоту. «Санта Анна» имела 132 фут. (40,2 м) в длину и 40 фут. (12,2 м) в ширину, надпалубные надстройки возвышались над ватерлинией на 75 фут. (22,9 м). Она могла принимать на борт 4 т. грузов и запасы для полугодичного плавания. Помимо всего прочего, на этом судне были мастерская для обработки металла, пекарня и церковь. Вооружение составляли 50 длинноствольных пушек и большое число фальконетов и полупушек, арсенал вмещал личное оружие для 500 человек. Судно имело экипаж из 300 человек, но могло разместить дополнительно еще до 400 легких пехотинцев или кавалерию. Однако, наиболее важной особенностью «Санта Анна» была металлическая обшивка, устойчивая к пушечным ядрам. Это было первое судно, вооруженное и защищенное подобным образом в те времена. Орден имел также еще три другие каракки: «Санта Катерина», «Сан Джованни» и «Санта Мария», захваченную ранее у мусульман.

Поскольку все Рыцари не могли собраться в Сиракузах, возникли и другие временные лагеря, организованные в Кандии, Мессине, Чивитавеккиа, Витербо, а также в соседней Франции в Вильфранш и Нице. Периодически совет собирался в Сиракузах на борту «Санта Анна». Естественно, наиболее часто обсуждаемым вопросом на этих встречах были поиски нового пристанища. Однако Гроссмейстер де л’Иль Адам полагал, что до того, как искать новое место, следовало найти помощь и поддержку для атаки и освобождения Родоса. В поисках такой поддержки он переезжал от одного европейского двора к другому. Поскольку представительство французских Рыцарей в Ордене было наибольшим, первым обратились за помощью к королю Франции. Однако, Франциск I больше был заинтересован получить поддержку Сулеймана против своего противника – Карла V . Куда бы ни обращался л’Иль Адам, он всюду получал отказ. Казалось, что хотя уважение к Ордену сохранялось, однако популярностью он уже не пользовался. Возможно потому, что Орден, сохранявший верность Папе и своей клятве сражаться только с неверными, не мог быть полезен для решения чьих-либо национальных интересов. Тем более, что национализм в то время становился главной доминантой в европейских делах. С другой стороны, вся Европа содрогалась от страха перед Сулейманом Великолепным , который за время своего правления, не только покорил народы Персидского залива и побережья Красного моря, но также достиг со своими армиями Белграда и Будапешта, выведя свою Оттоманскую Империю на вершину славы. Лишь когда л’Иль Адам добрался до короля Англии Генриха VIII , он получил несколько иной ответ. Его позиция не отличалась от прочих, к тому же английский монарх собирался жениться и по своим матримониальным делам тогда уже начал свою тяжбу с Папой, поэтому Орден предстал в Англии в дурном свете. Однако, Генрих VIII с большим почетом принял л’Иль Адама в дворце Сент Джеймс и в конце передал ему оружие и амуницию на сумму 20000 крон. Сумма была значительной, но это было очень небольшой помощью для проекта, поскольку Гроссмейстер ожидал помощи судами и войском. Позже 19 орудий, данных королем Англии, были взяты на Мальту Рыцарем сэром Джоном Саттером в январе 1530 г., а потом использовались для защиты Триполи. Недавно одно из этих орудий было поднято со дна гавани Фамагусты (Кипр). Оно было идентифицировано, поскольку вместе с эмблемой Тюдоров имело и герб Гроссмейстера.

Л’Иль Адам вернулся на Сицилию очень разочарованным. Он понимал, что придется оставить планы атаки на Родос, а также то, что Рыцари все больше стали интересоваться мирскими делами и нарушать обеты. Праздность влекла их организацию к упадку. Он понял, что если новый дом не будет в скором времени найден, Орден, скорее всего, распадется.

О его волнениях и разочаровании, разделяемых и Рыцарями, стало известно и Карлу V . После нескольких лет пребывания Ордена на Сицилии ему казалось неудобным оставлять Рыцарей без своего внимания. Тогда кто-то убедил его передать Ордену Мальту и соседний остров Гоцо. Император был склонен согласиться. Он знал, что эти пустынные скалистые острова, лишенные растительности, со скудными почвами и недостатком воды он не мог как-либо использовать. Однако, он хотел получить что-нибудь взамен. Он не имел в виду деньги, но хотел сбросить со своих плеч тяжелую ношу. Мальта всегда была мишенью для пиратских рейдов, что делало обладание ей еще более бесполезным. Но еще большую головную боль ему приносил Триполи, и он прилагал большие усилия для поддержки этого христианского анклава среди мусульманских государств Северной Африки. Почему бы не передать его защиту рыцарям в качестве оплаты за переселение на Мальту? Эта идея пришла к нему и была им предложена Ордену.

Л’Иль Адам не обрадовался такому предложению. Он сразу понял, какие проблемы оно принесет. Но он не отказался окончательно. Время шло быстро, и даже само его пребывание на Сицилии зависело от расположения императора. Наконец, он попросил время для того, чтобы собрать сведения о Мальте. Однако, когда он их получил от экспедиции, незамедлительно отправленной на Мальту, то был еще более встревожен. Остров Мальта, как сообщалось в рапорте, является горой из мягкого песчаника около семи лиг (30 км) длиной и трех-четырех шириной (15 км). Ее пустынная поверхность покрыта 3-4 футами (ок. 1,5 м) почвы, очень каменистой и непригодной для земледелия. Где это возможно, мальтийцы выращивают хлопок и тмин, которые они меняют на зерно, а также культивируют некоторые фрукты. За исключением нескольких родников, здесь нет проточной воды, и 12 тыс. жителей на Мальте и еще 5 тыс. на Гоцо – по большей части крестьяне, живущие в примитивных деревнях. Здесь есть только один город, являющийся столицей. Для защиты существуют только два замка, где обитатели находят убежище во время пиратских набегов. Представленная мрачная картина имела только одно светлое пятно, рапорт убеждал, что остров Мальта имеет две обширные гавани, способные вместить большое количество галер. Это давало военно-морским силам Ордена хорошие базы, а л’Иль Адам не мог не думать о том, что имущество Ордена теперь могло пополняться в основном за счет корсарства. Это требовало кораблей и, соответственно гавани. Это обстоятельство было единственным позитивным в его раздумьях. Тем не менее, л’Иль Адам не принял бы предложения императора при других обстоятельствах, но теперь они оказывали большое давление на его решение. Другое обстоятельство, на которое нельзя было не обратить внимание, заключалось в том, что некоторые Рыцари уже начинали покидать Конвент, возвращаясь в ослабленные дочерние отделения (Командории) в Европе, и это могло служить первым признаком дезинтеграции Ордена. Оскудение Ордена не оставляло выбора, л’Иль Адам принял предложение.

Документ в виде рескрипта Карла V , в настоящее время представленный в Национальной библиотеке Мальты, предоставленный л’Иль Адаму, гласил: «передаются Рыцарям для того, чтобы они могли свободно исполнять свою Священную Обязанность на благо всего христианства и применять свои силы и войска против вероломных врагов Святой Веры, - острова Мальта, Гоцо и Комино в обмен на предоставление ежегодно на день Всех Святых (1 ноября) сокола Карлосу, вице-королю Сицилии». Подразумевался и обязательный, хотя и не отмеченный специально, сомнительный «подарок» в виде Триполи.

Когда мальтийцы узнали об этом, они были справедливо возмущены, так как в 1428 г. король Альфонсо V Арагонский подтвердил их старинные привилегии, заплатил 30000 золотых флоринов, сумму, за которую нуждающийся монарх заложил острова дону Гонсальво Монрою, и клялся на четырех Евангелиях, что Мальтийские острова никогда не будут переданы другому владельцу. Довольно забавно, что эта Великая Грамота Мальтийских Вольностей в настоящее время также представлена в Мальтийской библиотеке рядом с упомянутым рескриптом Карла V . Мальтийцы послали посольство с протестом к вице-королю Сицилии, но когда оно прибыло, галеры Ордена уже были в Сиракузах, а Гроссмейстер л’Иль Адам уже был обличен властью над Мальтой через своего представителя - бейлифа. 26 октября 1530 г. Гроссмейстер л’Иль Адам и его Рыцари отбыли на каракке «Святая Анна» к Большую Гавань Мальты, к их новому дому.

Большая часть мальтийского населения тогда переживала трудные времена. Их жизнь была рутинной изнурительной борьбой за существование, сопровождавшейся постоянными нападениями мусульманских корсаров, захватывавших людей в рабство. Этим людям было все равно, кто управлял их страной. Однако было также меньшинство, включавшее большинство знатных фамилий и граждан, выросших свободными, которое быстро осознало, что с приходом Рыцарей они могут потерять свои политические права. Они сразу начали смотреть на Рыцарей с подозрением. Такая позиция мальтийцев тоже отразилась в подмеченной мальтийским историком «надменности Рыцарей», прибывших на Мальту. Скорее всего, это можно объяснить тем, что одни ожидали прибытия Рыцарей, увитых лаврами многочисленных подвигов, но быстро распространялась и молва о том, что многие из них нарушали свои обеты и целибат, склонялись к масонству, как это произошло с тамплиерами. Такие представления частично поддерживались и духовенством, опасавшимся новых правителей, находившихся под прямой протекцией Папы. Кроме того, многое из своего имущества Рыцари не взяли на Мальту, они привезли только святую икону, содержащую руку св. Иоанна, серебряный крест для процессий, хранящийся в соборе Мдины, и некоторые ритуальные облачения и предметы. Наиболее важные вещи, которые они не могли оставить и которые прибыли с ними, ныне хранятся на Мальте. Предполагалось, что Рыцари начнут все сначала. И они начали.

Более 400 лет мальтийцы управляли страной сами посредством автономной коммуны, называвшейся Университа, представленной четырьмя членами, носивших звание «Джиурати» (высших членов муниципалитета) под председательством Капитана Жезла (della Verga). Он так назывался из-за жезла, который всегда носил перед ним паж, а также по-арабски именовался титулом Хакем. Эта должность была выборной, однако стала практически наследственной в семействе Де Нава, хозяев форта Сан-Анджело. Наличие парламента должно было гарантировать привилегии мальтийцев, и они надеялись, что такое положение не будет изменяться.

Гроссмейстер л’Иль Адам официально вступил во владение Мальтой в Мдине, средневековом городе, бывшем тогда столицей острова. Процедура инвеституры была проведена с большой помпой и церемониями, в которых принимали участие также и важные члены мальтийского общества. Но кульминация наступила, когда л’Иль Адам проследовал к городским воротам под балдахином, который несли Джиурати, и присягнул на великом кресте собора и кресте Ордена сохранять привилегии и обращаться с островами, как было обещано королем Арагона и Сицилии. После этого Капитан Жезла преклонил колени, поцеловал Гроссмейстеру руку и передал серебряные ключи. Это означало, что ворота города открыты, и Гроссмейстер мог войти в них под салют и звон колоколов.

Мдина была единственным мальтийским городом. Ее название означало по-арабски укрепленный город. Но в 1428 г., после того, как мальтийцы выразили недовольство своему владетелю королю Арагона и Сицилии Альфонсо V по поводу того, что он, нуждаясь в деньгах, заложил остров своим аристократам, король принял их протест и подтвердил их старинные привилегии. По этому случаю он назвал Мдину «благородным драгоценным камнем в своей короне», и мальтийцы стали именовать свой город Нотабиле, хотя название Мдина сохранилось в обиходе.

Предполагалось, что Рыцари сделают единственный город своей штаб-квартирой. Но вместо этого, они обосновались в Биргу, маленькой деревушке, находящейся, однако, на берегу Большой Гавани под защитой форта Сан-Анджело. Они сделали свой выбор, поскольку в Биргу могли держать свои корабли и морские службы под рукой на случай необходимости. Хотя деревня Биргу была неудобной и неприспособленной для их построек, Рыцарей это не остановило, и они незамедлительно стали делать все необходимое. На узких улочках Биргу они начали строить свои Подворья, по одному для каждого Языка. Где это было возможным, они арендовали помещения, как делали это на Родосе. Также они продолжали возводить укрепления и оснащать их на случай возможного нападения. Биргу уже располагала великолепной церковью Св. Лаврентия, возведенной в 1090 г. при дворе Роджера Нормандского и украшалась все эти годы. Рыцари превратили ее в главную церковь Ордена.

Л’Иль Адам, понимая необходимость оборонных сооружений, начал работы по усилению форта Сан-Анджело. Эта крепость, защищавшая Большую Гавань, служила этой цели еще при карфагенянах, а потом и при римлянах, византийцах, норманнах, анжуйцах и арагонцах. Гроссмейстер придавал важное значение этому форту, сам обосновался в нем, поселившись в доме, построенном около ста лет назад для семьи Де Нава, хозяев форта, а также перестроил старую часовню, посвятив ее св. Анне. Также велись работы на стенах Мдины, которая, оставаясь столицей острова, также нуждалась в укреплении.

Это было хорошее начинание, без сомнения обсуждавшееся среди большинства островитян, по-прежнему сомневавшихся в перспективах Ордена на Мальте. Однако через некоторое время отношение стало улучшаться.

Особенно помогал сближению Рыцарей и мальтийцев праздник Сретения. На этом ежегодном событии 2 февраля приходские священники Мальты и Гоцо встречались с Гроссмейстером и дарили ему украшенные свечи. Гроссмейстер обращался с речью к собравшимся о насущных делах и обсуждал с ними возможности сотрудничества светской власти и церкви на благо народа.

Орден начал чеканить монеты: скудо, тари, карлино и грано. Эти названия сохранились на Мальте и пять столетий спустя.

Строительство давало мальтийцам много работы, хотя в каждом орденском Языке и были свои рыцари, воины, священники, механики, военные инженеры и моряки. Все эти новоприбывшие перемешивались с народом, но вносили новый смысл в жизнь островитян.

Л’Иль Адам должен был быть довольным, так как переезд Ордена на Мальту проходил, как казалось, успешно. Но он не был доволен, поскольку не выбрасывал из головы Родос и надеялся, что однажды сможет отбить свой бывший дом. Его надежды окрепли, когда его галеры первый раз вышли от Мальты, чтобы противостоять мусульманам. Пять галер Ордена под командованием Адмирала Бернардо Сальвати с двумя генуэзскими судами внезапно атаковали турецкий флот у Модона и уничтожили его. Затем они захватили город и вернулись на Мальту с добычей и 800 турецкими пленниками. Немного позже, Сальватти вместе с великим генуэзским адмиралом Андреа Дориа атаковал Корон.

Эти две морские акции подняли дух л’Иль Адама и доказали доблесть Ордена, что было особенно важно для его будущего на Мальте. Однако, стали возникать сложности другого рода. После пререканий с Папой, английский король Генрих VIII в 1532 г. провозгласил сам себя главой Англиканской Церкви и стал чинить препятствия для дальнейшего развития английской ветви Ордена. Это отразилось в том, что на Мальту стали прибывать молодые английские аристократы, присланные Верховным Приором. Членами Английского «Языка» были аристократы, родившиеся в Англии, Шотландии или Ирландии и вложившие часть имущества в соответствующую командорию или монастырь. Однако некоторые из прибывших в это время на Мальту рыцарей не могли документально подтвердить это. Для тех, кто присоединялся к Ордену л’Иль Адам дал возможность в течение полугода получить такие документы, однако для кандидатов и новоприбывших Общее Собрание потребовало немедленного предъявления таких документов. В результате многие были вынуждены вернуться обратно, а транспортные издержки должен был оплатить Верховный Приор.

Однако более всего беспокоило л’Иль Адама неподчинение субординации среди некоторых молодых Рыцарей, которые уже не обучались под строгой властью Ордена и отбивались от рук. Некоторые из них своим безрассудством переступали все допустимые рамки. В связи с этим Общее Собрание добавило дополнения к дисциплинарному кодексу. Статья гласила: «Если кто-либо входит в дом гражданина без приглашения и без согласия хозяина или нарушает порядок во время народных празднеств, танцев, свадеб и подобных случаев, тот будет лишен двух лет старшинства («стажа» службы) без надежды на прощение. Кроме того, если кто-либо днем или ночью станет ломать двери или окна домов граждан, тот будет также еще и отбывать наказание, такое, какое будет наложено Гроссмейстером». Практически невозможно было предотвратить дуэли среди вспыльчивых и задиристых юнцов, всегда готовых нанести оскорбление сопернику и почитавших личную храбрость всем прочим достоинствам.

Л’Иль Адам умер 21 августа 1534 г. Его сменил итальянец Пьетро дель Понте, который тоже скончался год спустя. Тоже случилось и со следующим Гроссмейстером французом Дидье де Сен Жайе, умершим в 1536 г.

Новым Гроссмейстером (1536-1553 гг.) стал испанец Хуан д’Омедес. Это был Рыцарь «старого образца», который, подобно л’Иль Адаму, в душе не смирился с изгнанием с Родоса, но вполне осознал неизбежность нахождения Ордена на Мальте. Так же, как и л’Иль Адам, он был приверженцем строгой дисциплины, однако, в отличие от предшественника, не позволял Рыцарям каких-либо вольностей. Он наказывал, когда это было необходимо. Наказания в Ордене были нелегкими. Когда Рыцарь Освальд Мессингберд подрался с Джоном Бебингтоном во время Ас



Статьи по теме