Урок по изо на тему весна. Конспект урока по изо на тему "весна". Молодцы, ребята, а теперь немножко отдохнём

Рисование с натуры дымковской игрушки.

Цели: способствовать развитию интереса к народным промыслам; развивать графические умения и навыки при работе с натуры, самостоятельность в решении композиционных задач; воспитывать аккуратность и творческое воображение.

Оборудование:

Изобразительный ряд: дымковская игрушка (фотографии, репродукции, изделия), образец педагогического рисунка.

Ход урока

    Организация учащихся.

Послушайте стихотворение, которое называется «Я для школьников составил десять очень важных правил».

Для тебя я, друг, составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

1.Как проснулся – так вставай:

Лени воли не давай!

2.Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

3.Понукания не жди

В школу вовремя иди!

4.Прежде чем захлопнуть дверь,

Всё ли взял с собой, проверь!

5.В школе в классе не сори,

Сор увидишь - подбери!

6.Не толкай в кармане мела, -

Это, милый мой, не дело!

7.Будь в одежде аккуратен,

Избегай и дыр и пятен!

8.Дома близким не груби,

Малышей жалей, люби!

9. Знай: хорошие отметки –

Как плоды в саду на ветке!

10. Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Куддус Мухаммади

Все вы научились выполнять правила школьника? Это очень важно, потому что правила помогают быть организованными, дисциплинированными, прилежными учениками.

    Смачивание красок.

Сообщение темы урока.

Вы уже знакомы с дымковской игрушкой, когда лепили животных. Сегодня мы нарисуем эту игрушку и распишем её.

Вводная беседа.

Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, невозможно спутать с другими народными игрушками благодаря её колориту. Это прежде всего снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, полоски, точки. Узор наносится в свободной кистевой манере. Дымковские мастера любят насыщенные цвета (красно-алый, малиновый, синий, золотисто-жёлтый, фиолетовый), празднично сияющие на белом фоне игрушек.

Внимательно присмотревшись к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, мы увидим, как мастер продуманно использует выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит своё отражение природа тех мест, где делают эти произведения народного искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчёркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец. Мастерица никогда не выдумает узор заранее, он возникает в процессе росписи в соответствии с той или иной украшаемой фигуркой. Один и тот же узор никогда не повторяется.

Народная глиняная игрушка, наивная и забавная, отражающая в условной форме многие стороны окружающей жизни, ловко лепленная, ярко расписанная, всегда несёт радость людям. Посмотрите на неё и всё плохое сразу забывается, хочется улыбнуться. Не правда ли?

Физкультминутка

У п р а ж н е н и е для девочек «Прялица» - имитация движений, характерных для пряхи. Мальчики наблюдают за девочками и выполняют «лучшую пряху».

Девочки выполняют движения одновременно с произносимым учителем текстом:

Позолоченная прялица,

Мы прядём, а нитка тянется,

Мы прядём, а нитка тянется,

Нам работа эта нравится.

Девочки поднимают левую, согнутую руку в сторону - вверх.

Одновременно с левой рукой поднимается и правая рука. Затем девочки плавно ведут правую руку от левой вправо - вниз. Движения пальцев правой руки имитируют скручивание нитки. Эти движения можно повторить 2-3 раза.

У п р а ж н е н и е для мальчиков «Всятий труд у нас в почёте» - имитация движений, характерных какому-либо трудовому процессу.

Мальчики выстраиваются у доски. Учитель шёпотом сообщает, какую работу они должны показать движениями (рубить дрова, забивать гвоздь, поливать цветы, пилить доску, копать яму и т. п). Мальчики выполняют движения одновременно с текстом учителя. Девочки определяют, что показывают мальчики, какой трудовой процесс, и выбирают «лучшего работника».

Всякий труд у нас в почёте

Всякий труд у нас в почёте,

Сколько здесь умелых рук.

Ну-ка дружно за работу

Выходи скорее, друг!

Ну-ка дружно, рука ловко

Движения выполняй.

Знаем мы, что делать нужно,

Посмотри и угадай.

Умелые руки

Не знают скуки.

Кто трудился от души?

Тому похлопать поспеши!

Н. Френкель

Сегодня мы рисуем с натуры одну из дымковских игрушек. Ещё раз обращаю ваше внимание на то, что дымковская игрушка – белая как сахар, а по белому фону яркие узоры написаны. Поэтому в начале мы рисуем силуэт игрушки, а потом расписываем его кистью так, как это делают народные мастера.

При выполнении росписи можно использовать специальные приспособления, придуманные мастерами: тычок - палочку с тампоном ваты на конце для получения точек; палочку, конец которой отточен в виде лопаточки, предназначенную для проведения линий разной толщины.

Этапы выполнения рисунка.

    Тонкими горизонтальными линиями размечаем положение фигурки на листе.

    Отмечаем высоту и ширину игрушки.

    Проверяем композицию: рисунок должен быть крупным и находиться в центре листа, сверху листа должно остаться места немного больше, чем снизу.

В ы п о л н е н и е карандашного наброска.

Рисуем силуэт дымковской игрушки, проверяем пропорции фигурки.

Р о с п и с ь и г р у ш к и.

На палитре набираем нужные оттенки красок. Выполняем роспись игрушки красками, используя кисточку и приспособление тычок. Чтобы игрушка смотрелась более выразительно, фон можно закрасить каким-либо цветом.

Практическая работа.

З а д а н и е: выполнить рисунок дымковской игрушки с натуры.

Итог урока.

    В ы с т а в к а работ учащихся.

    З а к л ю ч и т е л ь н о е слово учителя.

Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку сразу кистью. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому что рисунки у вас получились очень яркие, а главное – они очень похожи на натуру.

Рисование с натуры или по памяти. Весенний цветок.

Цели: продолжить формирование графических умений и навыков; развивать наблюдательность; воспитывать у детей любовь к живой природе.

Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки.

Изобразительный ряд: репродукция картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», весенние цветы, образец педагогического рисунка.

Литературный ряд: стихотворение П. Соловьёва «Подснежник»; Т. Собакина «Цветы».

Ход урока

Организация учащихся.

    П р о в е р к а готовности учащихся к уроку.

    Смачивание красок.

Сообщение темы урока.

Сегодня будем рисовать весенние первые цветы: ландыши, нарциссы, тюльпаны.

Вводная беседа.

Люди очень любят цветы и любые события своей жизни отмечают в первую очередь цветами (рождение, поступление в школу, свадьба и т. д.) Цветы сопровождают человека всю жизнь.

Весна – это время преображения природы. Если вы будете внимательны, то обязательно увидите, как верба стоит вся в пушистом «серебре», а в саду случилось чудо – прямо из-под снега появился первый цветок.

Как он называется? (Ответы учащихся.)

Правильно, подснежник. Послушайте, как поэт описывает этот цветок:

В саду, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку зелёную выставил ножку,

Потом подтянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь правда, что это весна?»

П. Соловьёв

Цветок описан поэтом так живописно, что сразу представляешь себе картину растущего подснежника. Как бы вы назвали картину, на которой изображены цветы? Пейзаж, натюрморт или портрет? (Ответы учащихся.)

Конечно, это натюрморт. Мы с вами уже знакомы с натюрмортом Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды». А сегодня рассмотрим картину Фёдора Петровича Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». На ней изображена стеклянная ваза с букетом цветов. На вазе сидит красивая бабочка и рядом птичка – щегол на жёрдочке. Тёмная поверхность стола сливается с фоном. Как художником написаны цветы? (Ответы учащихся.)

Зрительным центром композиции в этой картине является простой розовый цветок с капелькой росы на лепестках, который сразу притягивает наш взор. Только рассмотрев его, мы постепенно начинаем замечать другие цветы. Неброская красота свежесобранного букета завораживает нас.

А как вы думаете, ребята, зачем художник нарисовал на картине бабочку и птицу? (Ответы учащихся.)

Какие цвета и их оттенки преобладают на картине? (Ответы учащихся.)

Какое настроение вызывает у вас этот натюрморт? (Ответы учащихся.)

Понравилась ли вам эта картина? (Ответы учащихся.)

Физкультминутка

У п р а ж н е н и е «Мишка на прогулке».

Мы весёлые ребята,

(Ходьба на месте на носках, руки на голову, к плечам, скрестить.)

Наше имя медвежата.

Любим лазать и играть,

Любим прыгать и летать.

Мишка по лесу пошёл,

(Ходьба на месте в низком приседе. Повторы. Поднять колено, хлопок впереди.)

По тропинке вдаль забрёл,

Лапы дружно поднимает,

Чтоб кусты не поднимались.

Мишка шёл, шёл, шёл.

(Ходьба на месте. Бег на месте. Прыжки. Наклоны.)

К тихой речке пришёл.

Сделал полный поворот,

Через речку пошёл вброд.

Мишка плыл, плыл, плыл – (Имитировать плавание «брасом». Прыжки в приседе.)

И до берега доплыл.

Чтобы мишке не хворать,

Надо шкурку согревать.

Мишка шёл, шёл, шёл,

(Ходьба. Прыжки. Подскоки.)

На лужайку пришёл.

Он прыгал на лужайке

Быстро, ловко, словно зайка.

Актуализация знаний учащихся.

Сегодня мы будем рисовать весенние цветы. Они перед вами, с виду незатейливые, но так радующие нас. Знаете ли вы, как они называются? (Ответы учащихся).

Обратите внимание, что эти цветы специально выращены на срезку, а не сорваны в лесу или поле. Почему нельзя рвать цветы? (Ответы учащихся).

Если я

Сорву цветок,

Если ты

Сорвёшь цветок…

Если все:

И я и ты –

Если мы

Сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья и кусты…

И не будет красоты,

И не будет доброты.

Если только

Я и ты,

Если мы

Сорвём цветы.

Берегите живую природу!

Т. Собакина

С чего мы начнём работу над рисунком? Конечно, с изучения того цветка, который будем рисовать. Художник П. П. Кончаловский писал: «Цветок нельзя писать»так себе», простыми мазочками, и так же глубоко, как и всё другое».

Рассмотрим один цветок. Как он называется? (Ответы учащихся).

Правильно, это тюльпан.

Рассказывают, что в золотом плотно сомкнутом бутоне тюльпана было заключено когда-то человеческое счастье. И никто никогда ни силой, ни хитростью, ни заклинаниями не мог добраться до него. Но однажды проходила мимо бедная женщина с ребёнком, которая не знала, что такое счастье. Она увидела цветок и решила взглянуть на него поближе.

Мальчик же, увидав цветок, с громким смехом бросился к нему. И – о чудо!

В тот же миг бутон раскрылся сам собой. Ключиком, оказывается, был весёлый, беззаботный, чистый смех ребёнка. Так повелось с тех пор на свете, что воистину беззаботными и счастливыми люди бывают только в детстве. Вот такая красивая легенда о прекрасном цветке.

Тюльпаны – красивые, изящные цветы разнообразной окраски. Они бывают ярко-красные, розовые, жёлтые, оранжевые, фиолетовые, белые. У них широкие листья приглушённого зелёного цвета, цветок, состоящий чаще всего из 4-6 лепестков. Цветок имеет форму стаканчика, сужающегося кверху. Недаром название цветка происходит от персидского « toriban » (тюрбан) и дано за сходство с головным убором восточных народов.

Этапы выполнения рисунка.

    К о м п о з и ц и я р и с у н к а.

Для рисунка лист бумаги лучше расположить вертикально. Затем тонкими линиями отметьте расположение цветка на листе, его высоту и ширину. Проверьте композицию.

    Выполнение карандашного наброска.

Лёгкими карандашными линиями изобразите стебель, листья, венчик цветка. Проверьте соблюдение пропорций.

    Р а б о т а с цветком.

На палитре подберите нужные оттенки цвета и раскрасьте листья цветка, его лепестки, стебель основным цветом.

    П р о р и с с о в а н н ы е детали.

Тонкой кисточкой прорисуйте детали цветка.

Рисунок закончен.

Практическая работа.

З а д а н и е: выполнить рисунок «Весенний цветок».

Итог урока.

    В ы с т а в к а р а б о т учащихся.

    2. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о учителя.

Ваши рисунки преобразили общий вид нашего класса: он стал нарядным, свежим весенним, пёстрым! В своих работах, используя яркие краски, вы сумели передать радость, удивление от того, что появились первые весенние цветы. Молодцы!

Лариса Вячеславовна Парфенова
Конспект занятия по ИЗО «Весна идет-весне дорогу» (сюжетный пейзаж)

Цель : ознакомить детей с признаками ранней весны , научить создавать пейзаж .

Задачи : учить рисовать весенний пейзаж , используя разные художественные материалы; учить разбавлять акварельные краски для получения более светлых тонов, развивать умение пользоваться палитрой; развивать эстетическое восприятие природы; воспитывать любовь и уважение к природе.

Методическое обеспечение : репродукции картин Е. Зверькова «Последний снег» , «Северная весна » , И. Грабаря «Мартовский снег» , А. Герасимова «После дождя» ; бумага, акварель, гуашь, стаканчик с водой, кисти, палитра, салфетки; соль или манная крупа (для изображения падающего снега) .

Беседа по теме.

Педагог предлагает детям рассмотреть репродукции картин знаменитых художников

и читает стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды»

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы :

"Весна идёт , весна идёт ,

Мы молодой весны гонцы ,

Она нас выслала вперёд!"

Какое настроение передает поэт в своем стихотворении? (Волнение, радость) . Как вы думаете почему стихи о весне всегда радостные ? (Потому, что уходят холода и морозы, ярче светит солнце, появляются первые подснежники, возвращаются с юга птицы и поют свои веселые песни.)

- Весна самое долгожданное время года. Так долго шла зима, и, вот, наконец-то, первые лучики ласкового солнца будят природу от зимнего сна. Первыми весенними едва теплыми лучами пригревает весенние солнышко, журчат робкие первые ручьи, снег неохотно тает - весна ! На лесных опушка тут и там появляется главный символ весны - подснежник , свежий, беззащитный первый весенний цветок. Раскрыв нежные лепестки среди снега, он символизирует пробуждение природы, скорый приход весны и даже самые лютые последние метели не смогут испортить радостного настроения.

Подснежник

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил :

"Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь, правда, что это весна ?"

П. Соловьева

Наша земля прекрасна во все времена года. Какое ласковое и нежное слово - весна ! Что-то радостное и беспокойное есть в этом слове. Весна несет всем радость жизни, радость творчества! Это чувство охватывает всех людей : поэты пишут стихи, композиторы -музыку, художники - картины. Вспомните, как русские поэты называют весну ? (Красавица, румяная, прекрасная, молодая и т. д.) . Весна приходит со своей палитрой красок. Как вы думаете, какие они? (Нежно голубые, светло-зеленые, бирюзовые, желтые.)

Физкультминутка

Весна , весна ! Пришла весна ! (Руки в стороны.)

Тепло на крыльях принесла, (Машут руками.)

И вот на самом солнцепеке (Руки за спину.)

С поднятой гордо головой

Расцвел подснежник голубой. (Руки вверх.)

Он весь пушистый, серебристый, (Кружатся.)

На солнце маленький стоит.

Посланец он весны надежный ,

Он не боится холодов. (Садятся на корточки.)

За ним придут цветы другие, (Выполняют ходьбу на месте.)

От первенца среди цветов.

Практическая часть.

Ранней весной мы видим чистое голубое небо, проталинки, зеленую травку, подтаявший снег, синие ручьи. Ребята, я предлагаю вам нарисовать свой весенний пейзаж . Подумайте, что вы хотите нарисовать

Организация творческой выставки готовых работ.

Публикации по теме:

«Весна идёт - весне дорогу». Развлечение МКДОУ детский сад № 2 «Светлячок» общеразвивающего вида, р. п. Таловая Развлечение в младшей группе «Весна идет – весне дорогу» (Весна в.

Досуг для средней группы «Весна идет, весне дорогу» "Весна идет, Весне дорогу" Действующие лица: Грач, Зима, Весна В зале дерево, припорошенное снегом, под ним ручеек. Звучит музыка(" Журчат.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Весна идёт - весне дорогу!» Конспект занятия в средней группе «Весна идёт – весне дорогу!» Подготовила: воспитатель 1 категории Шмакотина Е. В Интеграция образовательных.

Конспект интегрированной НОД «Весна идет - весне дорогу» Тема:. «Весна идет – весне дорогу» Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественно-эстетическая».

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Весна идет, весне дорогу» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Весна идет, весне дорогу» Цель:.

Лэпбук" Весна идет- весне дорогу!" Лэпбук- это самодельная папка, в которую собраны материалы на одну тему. Лэпбук помогает ребенку лучше.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад «Журавлёнок» г.Надым»

Конспект урока ИЗО на тему

«Весна»

подготовила воспитатель

Мифтахова Фана Хатимовна

Надым, 2013 г

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение.

Цели деятельности педагога: познакомить с новым стихотворением; учить называть признаки весны; рассказывать стихотворение наизусть выразительно; развивать навыки рисовать гуашью; рисовать округлые, овальные формы, проводить разнообразные линии; закрашивать гуашью в пределах контура; воспитывать эстетический вкус.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: отвечает на вопросы педагога во время организационного момента, участвует в разговорах во время рассматривания сюжетных картин, с интересом слушать стихотворение, выразительно наизусть рассказывает знакомое стихотворение, активен при создании коллективной работы рисунка «Весна».

Материалы: текст ст. А. Плищеева «Весна», картинки с изображением весны, лист ватмана, гуаши жёлтого, зелёного, голубого, синего, красного цвета, кисточки, салфетки, баночки с водой, фланелиграф.

Ход проведения:

Воспитатель подводит детей к окошку и спрашивает детей:

Воспитатель: Какое сейчас время года? Как вы догадались, что сейчас весна?

Дети: Тает снег, с крыши капают капли. На улице появились лужи, кругом вода, сыро. А снег весной посерел, почернел.

Воспитатель предлагает прослушать стихотворение про весну. (А. Плещеев «Весна»).

"Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала".

Воспитатель: Что мы узнали из стихотворения о весне?

Дети: Весной «тает снег, бегут ручьи», «лес оденется листвою», «чиста небесная глазурь», значит, небо ясное, голубое, теплей и ярче стало солнце; и дети, и птицы, и все люди рады весне.

Воспитатель повторно читает стихотворение, побуждая детей повторять за ним.

Воспитатель: Да, весной солнце светит ярче, рано утром солнышко поднимается на небо, греет всех ребят, птичек, животных. Оно проходит по всему небу, чтобы всем было тепло и светло. Радуются все весеннему солнышку: дети гуляют на улице, птички весело поют, воробышки весело играют. Скоро совсем снег растает, появится зелённая травка, зацветут цветы, на деревьях появляется листочки.

Воспитатель: И так, детки, скажите, какая она весна?

Дети: Весна, значит: яркое, лучистое, доброе, теплое солнышко; чистое голубое небо; на земле лужи; кое-где появилась травка, а попозже зацветут цветы.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Сколько интересного мы узнали о весне. Детки, давайте сейчас мы с вами нарисуем свою картинку о весне.

Педагог спрашивает у каждого ребёнка, что бы он хотел нарисовать; и каким цветом, какой формы они будут рисовать солнышко, небо, лужи, цветы.

Воспитатель приглашает к мольберту каждого ребёнка, каждой ребёнок на большом листе ватмана рисует, что он хочет.

Дети выполняют работу, самостоятельно выбирая цвет гуаши, воспитатель контролирует приемы работы, оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения, поощряет детей, дорисовывающих дополнительных деталей.

В процессе работы активизирует действия детей словами, например «Похоже ли твое изображение на солнышко, ведь ты его не раскрасил»

Рефлексия

Что мы узнали о весне?

Какие стихи мы почитали?

Какую картину с вами рисовали.

П/и: «Весёлый воробей»

Цель: учить выполнять движения по тексту игры.
Ход игры:

Воробей с березы на дорогу прыг! Больше нет мороза чик-чирик!(дети прыгают и чирикают)
Вот журчит в канавке, быстрый ручеек (дети произносят: «Ж-ж-ж-ж!)
И не зябнут лапки- Скок-скок! (дети прыгают)
Высохли овражки - Прыг-Прыг! (дети прыгают)
Вылезут букашки -Чик-чирик! (дети чирикают)
Воспитатель: «Клюй, не робей! Кто это (воробей)

Список литературы

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. ДОУ: ФГТ Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» вторая младшая группа - Волгоград.: Учитель, 2013.

2. Васильева И. Дидактический материал "Познаём мир" -М.: Стрекоза, 2011.

Нетрадиционная техника рисования «Ранняя весна» в старшей группе.


Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по рисованию на тему «Ранняя весна».
Цели: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, бегут ручьи, растет трава; возвращаются перелетные птицы);
Задачи:
1 развивающие:
развивать логическое мышление (учить детей внимательно рассматривать картины, анализировать их);
с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей интерес к изобразительной деятельности;
2 обучающие:
совершенствовать цветовосприятие (выбирать оттенки данной тематики - холодные, радостные).
познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией;
родолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию.
3 воспитательные:
воспитывать интерес к творчеству.
Оборудование: репродукции картин, альбомный лист, краски, кисти, губка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, что бы наше занятие прошло успешно, нам нужно «позвать» хорошее настроение. Из окошка нам улыбается солнышко, давайте мы тоже ему улыбнемся и улыбнемся друг другу. Молодцы! Мы начинаем занятие по изобразительной деятельности, а тему вы мне назовете, когда отгадаете загадку:
Тает снежок, ожил лужок,
день прибывает, когда это бывает? (Весной)
Воспитатель: Правильно! Мы с вами будем рисовать «Раннюю весну». Мы ее нарисуем в специальной нетрадиционной технике рисования - монотипия пейзажная.
Чтобы правильно ее нарисовать нам нужно побеседовать: узнать, вспомнить признаки наступления весны.
(Показ репродукций картин знаменитых художников)

А. Саврасов «Грачи Прилетели»
Воспитатель: Это полотно А. Саврасова «Грачи прилетели». Что вы видите на нем?
Воспитатель: Дети, расскажите какие цвета использовали художники на этих картинах. Какое настроение появляется при рассматривании этих произведений искусств?


Ранняя весна (Куинджи)
Воспитатель: Ребята, это картина художника Куинджи «Ранняя весна». Что на ней изображено? Какие краски использовал художник? Почему назвал ее «Ранняя весна»?


Воспитатель: эта картина написана Левитаном, называется «Весна. Большая вода». Опишите ее.
Каких красок на картине художника больше? Всмотритесь в талую воду на картине, что можно там увидеть? Какое небо? (голубое) почему? Да правильно, это весна, на небе больше стало солнце, поэтому небо голубое-голубое, как будто солнце освещает небо и плывут легкие облака.
Воспитатель: Как вы уже знаете мы будем рисовать раннюю весну по типу монотипия пейзажная.
Монотипия - техника свободы и Божественного вмешательства!
Монотипия: Два слова: «моно» и «типия». Монотипия (от «моно» - один и греч. «типос;» - отпечаток, оттиск, касание, образ...) - вид печатной графики.
Воспитатель: Возьмите альбомный лист и положите его вертикально. Согните его пополам.


Воспитатель: Мы будем рисовать на верхней половине альбомного листа, а нижняя часть будет отражением вашего рисунка. Для этого мы будем использовать краски, кисти.
Воспитатель: рисуем небо, деревья, таящий снег, проталины, грачей и т.д. Рисуйте в свободной форме, как вы представляете наступление весны.
Пока вы рисуете я прочту вам «Весенную сказку» Д. Н. Садовникова, для подсказки какие элементы пейзажа и признаки весны можно нарисовать.
Дети, весна на дворе!
Льдинка на мерзлом окне
Сказку о милой весне
Утром напомнила мне.
В царстве суровой Зимы
Нет суеты никакой,
Только жестокий Мороз
Ходит повсюду с клюкой.
(Во время чтения сказки воспитатель добавляет штрихи на рисунках детей, чтобы получилось более выразительно).


Смотрит, надежен ли лед,
Плотен ли выпавший снег,
Сыты ли волки в лесу,
Жив ли в избе дровосек.
Все от Мороза ушли,
Все, кому жизнь дорога,
Только деревья стоят:
Их придавили снега…
Некуда лесу уйти:
В землю корнями он врос…
Ходит вокруг и стучит
Палкою белый Мороз.


Звонко сбегают ручьи,
Шумно проносится лед:
Там, где проходит Весна
В блеске своей красоты,
Рядятся в зелень луга
И выбегают цветы.
Листьями кроется лес,
Все в нем растет и поет…
Возле веселой Весны
Пестрый сплелся хоровод.
«Милая, спой, расскажи,
Что ты видала во сне?» -
Резвые дети кричат,
Шумно сбегаясь к Весне.
Слышал Мороз про Весну,
Думает: «Дай погляжу,
Сам на людей посмотрю,
Людям себя покажу.
Чем я Весне не жених?
(Мысли приходят ему).


А не захочет, тогда
Силою в жены возьму!
Стар я, да что за беда,
Все же в округе я – царь.
Сплошь мне по этим местам
Вся повинуется тварь…»
В путь собрался и пошел,
Бросив подругу Метель,
Ту, что холодной Зиме
Снежную стелет постель.
Всеми любимой Весне
Вести приносит гонец,
Пестрый товарищ людей -
Наш домовитый скворец.
Утром я видел Мороз…
Всем нам большая беда:
Он осердился опять,
Хочет вернуть холода.


Видел я сам: на полях
Стало бело-пребело,
Видел на тихой воде
Льда голубое стекло.
Сам он с большой бородой,
Белый и строгий на вид…
Мы не пускаем, а он:
«Сватать иду!» - говорит.
Душно Морозу идти…
Скоро ли кончится путь?
Думает он, где бы прилечь,
Где бы ему отдохнуть.
Видит - глубокий овраг,
В нем затаился лесок…
Как до березы дошел,
Возле свернулся и лег.
Много ли, мало ли он
В этом овраге проспал,
Только очнулся когда -
Стал удивительно мал.
В лес побежали гурьбой
Дети черемуху рвать…
Вот так ледышка лежит -
Взяли Весне показать.
Дети! Вы были в лесу?
Вам не попался Мороз?
Только сосульку нашли!
Вот он! В кармане принес!
Слыша такие слова,
Все засмеялись вокруг:
Птицы, цветы и ручьи,
Озеро, роща и луг.
Так что, царица сама
Нахохоталась до слез…
Сильно ее насмешил
Дедушка белый Мороз!


Воспитатель: Возьмете губку для смачивания листа чистой водой, и промочите нижнюю половину листа. Ну что, не терпится увидеть, что получится в итоге?

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ИЗО в 3-м классе на тему: "Весна пришла. Весеннее настроение"

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков (по Кузину).

Вид занятия: рисование на тему (по представлению, по памяти, с натуры (вид из окна)).

Интеграция предметов гуманитарного цикла (межпредметные связи): изобразительное искусство, литература, МХК.

Цель: выполнить законченную композицию на предложенную тему, проверить и скорректировать умения и навыки детей в изображении весенней композиции и работе в различных техниках.

Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Образовательные:

  • Активизировать познавательный интерес к искусству и природе
  • Учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы
  • Формировать умение самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих выбранной технике

Развивающие:

  • Развивать память, внимание кругозор учащихся;
  • Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазии
  • Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком.
  • Обогащать словарный запас детей
  • Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем .

Воспитательные:

  • Способствовать эстетическому восприятию учебного материала
  • Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности
  • Воспитывать бережное отношение к природе

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

К концу урока дети должны знать:

Особенности изображения весенней композиции, различную технику, способы и последовательность работы над композицией в выбранной технике.

уметь:

Выполнять законченную композицию, используя полученные ранее знания. Соблюдать последовательность выполнения работы, при необходимости используя инструкцию учителя (словесную или письменную).

Оборудование, необходимое для урока:

Для учителя:

  • Магнитофон, записи(по возможности)
  • Оформление доски
  • Плакаты, иллюстрации, репродукции на тему весны
  • Мольберт для фронтального показа учащимся

Для учащихся:

  • Альбом или листы А4
  • Памятки по последовательности выполнения работы (или инструкционные карты и карты по ТБ)
  • Карандаши простые и восковые
  • ластик
  • Гуашь, акварель
  • кисти, поролон
  • ведерко с водой
  • палитра
  • бумага с восковой основой для работы в технике граттаж
  • ножницы, цветная и бархатная бумага, природный материал
  • Трафареты зверей.

Ход урока

I. Орг.момент.2 мин.

II. Основная часть:

Вступление (цель).3мин.

Ознакомительная беседа с объяснением темы и проверкой домашнего задания. 5-6 мин.

Беседа о сюжете на заданную тему, о правилах построения рисунка 4-5 мин

Самостоятельная работа детей над темой и композицией весеннего сюжета (набросок сюжета и прорисовка деталей) 20-25 мин

Оформление работы в цвете, графике, аппликации, гратаж

Физ.минутка.(1-2 мин в процессе работы).

Обобщение. Домашнее задание

III. Заключение.

Подведение итогов занятия, анализ удачных работ. 5-6 мин

Вступление.

– Ребята, сегодня у нас урок творчества. А творчество – это источник доброты, истины и красоты.

Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение. Забудьте о них.

Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха…. И все то прекрасное, что вы услышали и вдохнули, пусть согреет ваше сердце.

А радость, зазвучавшая в вашем горячем сердечке, станет слышна людям. И мы с вами закроем глаза, прислушаемся к ее звучанию, и попытаемся понять смысл того, что я вам сейчас прочитаю - Притча “КРАСОТА” В.А. Сухомлинский См. приложение 1. п 1

Чтение учителем (на фоне музыки П.И. Чайковского “Времена года”).

Теперь вы поняли, почему мы прислушивались именно к вашим горячим сердечкам?

Что удалось услышать? (Ответы детей)

Только человек с горячим сердцем может творить прекрасное и дарить людям радость и красоту.

– А вам приходилось видеть красоту на своем пути? (Ответы детей)

– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает? (Ответы детей)

– Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне? (Ответы детей)

– А что ему помогло?

– Упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся на нашем уроке. Сегодня мы с вами постараемся разглядеть красоту весеннего дня или ночи, красоту живой и неживой природы весной. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной!

II. Основная часть – групповая работа детей.

(При делении на группы учитываются возможности учащихся и их интересы)

– Красота природы воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами. Мы с вами читали стихи замечательных поэтов-классиков о природе в разное время года. Вспомните авторов и их произведения о весне, которые вы изучали на уроках чтения

(Необходимо создать настроение, включить музыку о весне, почитать стихи, поговорить о тех радостях, которые доставляет детям весенняя природа. Поговорить об особенностях весны: в чем ее отличие от других времен года.)

Вы любите отгадывать загадки? Отгадайте:

А вы что знаете о весне? - Стихи

– Красота весенней природы не оставила равнодушными и художников. Сколько прекрасных картин создано ими! Многие картины и рисунки вы уже видели, учились описывать их, определять настроения и характер. (давайте вспомним, что это за картины – хотя бы те, что есть на доске)

Внимание на опорный ряд на доске:на выбор учителя репродукции картин К.Ф. Юона “Конец зимы. Полдень”, “Мартовское солнце”, И.Левитана “Март”, “Половодье”, “Весна. Большая вода”, А.Саврасова “Грачи прилетели”, И.Грабаря “Мартовский снег”, Н.Ромадина “Весенний день”, “Цветущий бугор”, А.Кокорина “Тарусы. Март”, С.Герасимова “Лед прошел”, Ф.Васильева “Оттепель” и др. Для более полного и яркого представления природы, особенностей весеннего леса и луга необходимо рассмотреть несколько репродукций картин.

Если в классе большинство детей с высоким уровнем умственного развития, то описательные рассказы по картинам они могут по ходу просмотра составить сами, а если уровень умственного развития средний и ниже, то лучше, если описание картине выполнит или зачитает сам педагог, а дети определят к какой из предложенных репродукций подходит описание. Этим же приемом можно воспользоваться, если необходимо сэкономить время на уроке.

Давайте с вами вместе попробуем выбрать предложения, подходящие к каждой из картин на доске, точно и поэтично описывающие состояние природы на них.

Что общего в изображении всех этих пейзажей? (проведена линия горизонта, заполнен передний и задний планы, и на земле, затопленной водой: деревья, голые, как в марте, или одетые листвой, как в мае, разлившаяся река, тающий снег, и на небе: облака, солнце, летящие птицы, … капающие с крыши сосульки, и т. д.)

Ответь на вопросы: (необязательно - при наличии времени) См. приложение 1. п. 4

Мы уже рисовали раньше сюжетные картины на темы времен

года. А сегодня мы с вами будем создавать красоту весенней природы своими руками.

Дома вы должны были подготовить все необходимое для этого урока творчества по своему желанию.

Поэтому у нас получилось несколько (4) групп:

1группа: В этой группе ребята выбрали технику граттаж. Они будут рисовать весну на специальном листе. Какая предварительная работа была дома?

Гратаж - работа на восковой основе: бумага для работы заготовлена заранее: альбомный лист, а лучше – для черчения растирается тщательно свечкой (обычной хозяйственной), затем закрашивается гуашью (какой цвет лучше использовать для весенней картины?), сушится. На таком листе “выцарапывается” рисунок.
– Нанесен фон: небо, воздух. Затем просушили, для того чтобы можно было выполнять основную работу – нарисовать “выцарапывать” солнце, деревья, дом, тающего снеговика и т.д.

2 группа: Вторая группа будет работать на альбомном листе – в технике “по-сырому”.

– Что для этого нужно?

– Альбомный лист смачивается водой (кисточкой). Наносится фон – небо, облака, снег, земля. Когда высохнет, основные детали рисунка. Заканчивается работа прорисовкой деталей концом кисти, подправляются контуры предметов, накладываются блики и тени, цвет стараются передать так, как мы видим его в жизни

3 группа Ребята в третьей группе рисуют ластиком. – Объясните, как это вы будете делать? – Альбомный лист закрашивается простым карандашом, затушевывается (растирается), бумагой и ластиком вырисовывается графическая картина.

4 группа В четвертой группе разные виды работ. (Учитель может выбрать только один вид – например, только ватой на бархатной бумаге).

Аппликация ватой на бархатной бумаге, аппликация из цветной бумаги, из природных материалов (по желанию и при наличии подходящих).

Каковы основные правила для аппликации ватой на бархатной бумаге? – Из ваты скатываются тонкие жгутики и обводят ими контуры рисунка, предварительно выполненные на бумаге и там, где снег еще не растаял, накладывается тонкий слой ваты (без клея).

Можно напомнить правила работы при выполнении аппликаций, ТБ при работе с ножницами и т.п. (можно просто раздать инструкционные карты и предложить выборочно зачитать) См. приложение 1. п. 5

Дети приступают к самостоятельной работе, решив вопрос с сюжетом.

(Учитель медленно проходит по рядам, обращая внимание детей на средства, которыми можно создать пространство в рисунке: расположение оснований ближних и дальних деревьев; изменение величины деревьев в зависимости от того, близко оно или далеко, учитывая, что деревья сами по себе бывают различной толщины. Учителю следует много работать индивидуально, помогая учащимся в развитии сюжета в рисунке, предлагая или подсказывая дополнения в выбранном детьми сюжете).

Физ.минутка в ходе работы по мере необходимости. (можно с народными закличками и приговорками, можно с обыгрыванием народных песенок и игр о весне. Например “Ой, бежит ручьем вода”)

Стоит еще раз напомнить особенности работы красками: большие пространства, такие как фон неба, земли, требуют наведения красок в палитре. При прорисовке деталей более густыми красками, мазками следует наводить цвет непосредственно на краске, еще раз поговорить о цветах и запахах весны, повторить, что краски должны быть яркими, сочными, должны передавать радость, тепло солнечного весеннего дня, когда вся природа пробуждается от долгого зимнего сна и все радуется жизни, все цветет, благоухает, живет, порхает и летает.)

Работа закончена.

III. Заключение. Выставка работ, демонстрация и краткая характеристика.

Желательно разложить листы в ряд (или выставить на доске) и совместно рассмотреть, порадоваться удачным работам, сделать замечания по ошибкам в форме советов. (посмотрим, что у нас получилось, кто справился с техникой выполнения, а кто-то может, сделал какие-то ошибки)

Д/задание:

Посмотреть мультипликационный фильм “Незнайка на Луне”.

Подготовить затонированные листы для работы на следующем уроке “Космос. Полеты на другие планеты”

(это задание дается на усмотрение учителя, т.к. может быть выполнено вместе с детьми во внеурочное время, например, на кружке)

Итоги урока, оценка

Давайте вместе полюбуемся нашими весенними работами. Пригласим полюбоваться и наших гостей. И, я думаю, за такую дружную и плодотворную работу на уроке можно нам всем поставить “5”. Убираем за собой рабочее место. Урок окончен. Спасибо всем!




Статьи по теме